Расширенный поиск
Рекомендуем

 

 

Главная  /  Каталог статей  /  Ковка, металлопрокат, метизы, конструкции

Художественная ковка и литье

Классическая архитектура как много лет назад, так и сегодня немыслима без элементов ковки и литья. Эти респектабельные изделия подчеркивают статус и внушают доверие. Однако нынче не каждый заказчик знает отличия кованых и литых элементов декора. Чем же отличаются эти технологии обработки металла?

В кузнечном деле преимущественно используются пластичные металлы и сплавы. Традиционно для художественной ковки из черных металлов применяют поделочную сталь, в которой содержится от 0,1% до 0,3% углерода и не более 1% примесей. Из цветных металлов наибольшей пластичностью отличается алюминий и медь, но используются в основном их сплавы. С незапамятных времен лучшим цветным сплавом для литья являлась бронза. Но сегодня технологии позволяют использовать и другие металлы и сплавы.

Русские литейные традиции по особому относятся к чугуну, считая его отличным материалом для высокохудожественного литья, не взирая на его «тривиальность». В чугуне содержание углерода около 2%, поэтому этот сплав считается высокоуглеродистой сталью. Изделия из него не отличаются гибкостью, а напротив, получаются хрупкими, но мало подвержены коррозии и деформации в сравнении с выкованными из стали.

Декоративные предметы из металла отличаются не только составом, но и технологией изготовления.

Горячая ковкаКовка является одним из самых первых способов металлообработки. Она бывает горячей и холодной. В первом случае заготовку нагревают, чтобы размягчить материал; во втором – удары молота наносят без разогрева. Холодная ковка для художественной обработки используется нечасто, преимущественно в ювелирном деле. Гораздо чаще художники по металлу применяют горячую ковку, однако она требует огромного мастерства и значительных трудозатрат, даже при использовании автоматических молотов. Кузнечному делу учатся всю жизнь. Скажем, не бывает сварщика и по совместительству кузнеца. А вот сам настоящий кузнец сегодня обязательно является еще и классным сварщиком. Горячей ковкой занимаются в специально оборудованном помещении, где находятся кузнечные приспособления и инструменты. Некоторые из них не изменялись с незапамятных времен, другие – появились совсем недавно. Кроме того, у каждого кузнеца имеются свои собственные приспособления, которые он конструирует сам и только для себя. Некоторые традиционные для кузнечного дела приспособления и технологии перешли в разряд анахронизмов. Это, в частности, кузнечные меха, которые сегодня заменены вентиляторным раздувом, а также кузнечная сварка, практически вытесненная сегодня сваркой электрической.

Но, не смотря на технический прогресс, сама суть горячей ковки остается неизменной – формирование необходимых форм ударным воздействием на предварительно разогретую заготовку.Литье из чугуна

Чугунолитье. При помощи литья можно получить практически любую по сложности форму с заранее заданными размерами. Любого рода литье подразумевает некую скульптурную работу над моделью и создание литейной формы.

Есть несколько способов художественного литья. Наидревнейший из них известен как литье в гинисто-песчаную фрому. При этом модель, выполненную из легкообрабатываемого материала, засыпают формовочным песком, уплотняют его вибропрессованием, и получают готовую форму для литья. Для получения металлической отливки образовавшуюся полость наполняют расплавленным металлом. Данная технология является наиболее простой и дешевой. Весь процесс – от изготовления формы до получения отливки – занимает не больше двух дней. Кроме того, отливка в песчаные формы позволяет в минимальные сроки вносить изменения в конфигурацию конечного продукта.

Литье в холодно-твердеющую смесь считается отдельной технологией, хотя во многом схожа с предыдущей. Разница лишь в том, что песок смешивается со смолой и отвердителем. Это делается для того, чтобы улучшить качество поверхности готовой отливки. Также повышается и точность полученной детали, что дает возможность использовать литье в холодно-твердеющую смесь для фрагментированной отливки скульптуры.

Литые чугунные изделияЛитье в форму, полученную выплавлением из нее парафиново-стеариновой или восковой модели. Суть технологии заключается в особом способе изготовления литьевой формы, когда модель самостоятельно покидает формовочную смесь, оставляя вместо себя полость. Легкоплавкая модель покрывается специальным порошком на силикатном связующем, чтобы получить плотную оболочку. Дальше остается только нагреть форму и выплавить из нее парафин. В готовую керамическую форму заливается расплав металла.

Литье в коктиль. Все вышеописанные литейные технологии предполагают разрушение формы при извлечении отливки. Однако данный способ позволяет использовать многоразовую разъемно-металлическую форму – коктиль. Эту технологию применяют для получения множества идентичных изделий из сплавов на основе алюминия или олова.Литье в коктиль

Литье или ковка?

Полагаю, что если речь идет о художественной композиции с использованием металла, то лучше использовать компромисс этих технологий, чем противопоставлять их друг другу. Как ковка, так и литье имеют свои сильные и слабые стороны. Чтобы получить действительно практичную и красивую металлическую инсталляцию необходимо использовать и ковку и литье, максимально стараясь раскрыть их потенциал. Так, обладая высокой упругостью, литье лучше проявит себя в элементах межэтажной лестницы, нежели ковка. Сталь, используемая для художественной ковки, обладает высокой пластичностью, а это означает, что в лестничной конструкции она будет вибрировать при внешних нагрузках. Литье превосходит ковку в детализации и точности воспроизведения копий. Последнее качество может быть весьма востребованным при украшении фасадов, для которых важна строгая симметрия.

Ковка незаменима при выполнении деталей, которые могут подвергаться серьезным механическим нагрузкам. Например, для оконных решеток чугун мало пригоден, поскольку при всей своей твердости слишком хрупок. Сломать литую решетку совсем не сложно, тогда как кованную придется только пилить.

Если сравнивать ковку и литье по стоимости, то, прежде всего, надо учитывать будет ли это индивидуальный заказ или типовой. Литье по индивидуальному заказу – это не только достаточно дорогое удовольствие, но еще и долгое время ожидания – не менее полугода. В свою очередь художественная горячая ковка, являясь ручной работой, не может быть дешевой даже при шаблонном исполнении. Поэтому данное сравнение является слишком дифференцированным, чтобы говорить о нем однозначно.

04.01.2013
Автор текста: М. Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.

Карта сайта|Контакты|Политика конфиденциальности