«Лучше плохо сидеть, чем хорошо идти, и лучше плохо лежать, чем хорошо сидеть» - эта поговорка как нельзя лучше отражает желание устроится поудобнее. Диван становится для нас и точкой опоры и пунктом назначения. Он все еще занимает ведущие позиции в интерьере. Придя к нам с востока, диван претерпел значительные метаморфозы, и все же остался неизменным атрибутом гостиниц и комнат для отдыха.
Мечты жить, не вставая с дивана, вполне объяснимы и восходят еще к русским сказкам, где в этой роли выступает печь, дающая возможность и поесть, и поспать. Что ж, мы рождены, чтоб сказку сделать былью, и вот уже современные модели-гибриды оснащаются такими функциональными деталями, как встроенный телефон, подсветка, мини-бар, стереонаушники, массажеры, не говоря уже о, давно ставших привычными, обширными системами хранения вещей.
Стоит отметить, что эволюция дивана коснулась не только его внешности, но и проработала анатомический аспект, который становится все более важным, пропорционально времени, проводимом на этом универсальном ложе. Обтекаемость, расположение сидения, угол наклона спинки и другие параметры – все тщательно просчитывается и конструкторами и физиологами.
Как утверждает знаменитый итальянский дизайнер Тен ван Зантен, форма дивана продиктована человеческим телом. Первым архитектором, воплотившим этот подход, считается австриец Йозеф Хоффманн, который в 1910 году создал диван «Club», объединивший в себе достижения ортопедии и эстетику кубизма. И тот факт, что до сегодняшнего дня эта модель производится практически без изменений, говорит о том, насколько качественно и продумано она была спроектирована.
Очень многие модели представляют собой набор сегментов, и в этом просматривается тенденция к разнообразию комплектации. Такие наборы могут устанавливаться и складываться практически в произвольной конфигурации, по желанию заказчика, и некоторые из фирм идут ему в этом навстречу.
При всех достоинствах современного дивана многие дизайнеры настаивают на том, что его не стоит делать основным акцентом в интерьере. Для этой цели существуют предметы искусства, инсталляции, а дивану следует оставаться просто оазисом комфорта и покоя.
Диванный креатив
Несмотря на все попытки и старания мебельных дизайнеров видоизменить диван, вся суть экспериментов сводится к двум основным направлениям – либо отсутствие декора, либо его обилие. Первая, более современная тенденция, прежде всего, представлена моделями, прообразом которых били татами. Это низкопосаженные, а то и вовсе без ножек минималистские «плацы». Цель такого дизайна – как можно сильнее слить диван с интерьером, делая их единым функциональным целым. Свою нишу в этом занимает и модерн, для которого характерны комбинации металла и дерева, плавность и ассиметричность линий, а также максимально полное проявление фактуры материалов. Второе направление – это, как правило, классические образцы. Здесь используются римейки исторического наследия, максимально адаптированные для современного потребителя. Подобные декоративные ансамбли, безусловно, станут главным акцентом интерьера, натягивая внимание на себя. Да и как не заметить, скажем, темно-синий с позолотой диван в стиле Людовика XVI от VERSACE, или софу времен Директории, отделанной позолоченными позументами от FRANCESCO MOLON?
Однако говорить о революции в производстве диванов в любом случае не приходится. Это всего лишь плавные конструктивные метаморфозы. Хотя, конечно, и в эту сферу периодически врываются пылкие энтузиасты от авангарда. Примером тому может служить всемирно известный диван в форме губ звезды бродвейских мюзиклов Мей Уэст, созданный еще в 1938 году отцом сюрреализма Сальвадором Дали.
А вот наш современник, прославленный Филипп Старк, не удовлетворившийся игрой с формами, решил сделать ставку на цвет и эпатировал публику своим диванчиком Bubble Club, ошеломляющего лимонного цвета, дав понять тем самым, что и консервативная классика при всей строгости линий может выглядеть иронично.
Дизайнеры Андреа Фино и Саманта Снидаро из студии SAND & BIRCH, в своем стремлении удивлять искушенную публику, пошли еще дальше, создав вызывающий диван, с претензиозным названием Diamond Sofa. Выполнен «Алмазный диван» из алюминия, декорированного 160-тью кристаллами Swarovsky. Однако при всем своем блеске, данная модель вряд ли порадует вас собственно диванным комфортом.
В поиске естественности форм многие дизайнеры прошлого и настоящего используют идеи, подсказанные самой природой. Из современников, работающих в этом направлении, можно выделить Патрисию Уркиолу, которая, вдохновившись видами холмистых ландшафтов, создала коллекцию диванов в виде камней сидений «Lowland».
Скорость и динамика нашей жизни не могла не внести свои коррективы в проекты фирм-разработчиков. Так, под влиянием времени, в наш дом перекочевали «клубные диваны», являющиеся завсегдатаями шикарных отелей и ночных заведений. Гости больше не сидят за обеденными столами, а предпочитают стиль коктейль- party, которому присущи мягкие посадочные «островки», предающие общению интимный оттенок. Рассеянный свет, расслабляющая музыка – все это непременные атрибуты чил-аутов, но эта картинка будет неполной, без соответствующего атмосфере дивана. Подобные модели отличаются особенной эксцентричностью: бесформенные мешки немыслимых расцветок, канапе из обтянутых бархатом труб, кушетка из алюминия…
Возникшие несколько лет назад диваны-стилизации известных автомобильных марок актуальны и по сегодняшний день. Примером тому служит модель в форме передней части PORSCHE 917, выпускаемая британской компании INSPIRIT DESIGN. Фары по бокам, а также корпус из стекловолокна, копирующий раскраску гоночного авто – и вот уже создается полное впечатление того, что трасса проходит прямиком через вашу гостиную.
Диванный «прикид»
Для обивки дивана используются самые разнообразные материалы: натуральная и искусственная кожа, ткани (лен, шелк, шерсть, хлопок), синтетические покрытия (флок, микрофайбер). Среди дорогих обивок можно выделить жаккард, состоящий из сплетенных в сложные узоры золотых нитей, гобелен – нарядная набивная ткань, эффектный велюр (единственный минус – быстрая изнашиваемость, поэтому для ежедневного использования он не рекомендуется). Из обивок с большим содержанием натуральных волокон (до 50%) выделяется шинил. Заядлые модники предпочитают капризный в уходе, но очень эффектный «мебельный мех», имитирующий шкуры животных.
Чтобы повысить срок службы обивочных тканей, их обрабатывают водоотталкивающими и защитными пропитками – скотчгардом и тефлоном. Подобное покрытие не слишком долговечно, т.к. стирается после пяти-шести химических чисток, но пока оно действует, материалу не страшны пятна от кофе, пиццы и прочих цветных продуктов. Если вы не хотите подобных проблем, можно решить это с помощью съемных чехлов, которые легко стирать.
Если говорить о цветовой гамме, то время показало, что слишком яркий текстиль довольно быстро утомляет. Поэтому наибольшей популярностью пользуются белые, серые, коричневые и бежевые оттенки.
Особняком стоят кожаные диваны класса «Люкс». Их обивку изготавливают из козьих, лошадиных, телячьих шкур, разделяющихся на категории в зависимости от выделки, толщины, цвета и цены. Набольшим уважением в мире пользуются итальянские кожаные диваны. Такие модели роскошны, качественны и стоят дорого. Интересно, что итальянские производители не считают естественные дефекты кожи такие, как раны, царапины, ссадины и порезы, собственно дефектами. Напротив кожи с отметинами считаются особым шиком.
Любители эксклюзивных вещей могут выбрать что-нибудь необычное, например, кожу страуса или аллигатора.
Гламур проник и в обивку диванов, принеся с собой, присущий ему лоск и позолоту, хотя, респектабельные заказчики все-таки останавливают свой выбор на классических моделях, например, стеганные «честерфильды».
Выбирая диван, руководствуйтесь внутренним голосом и собственными потребностями. Сибариты выберут комфорт, а люди, ведущие более активный образ жизни, предпочтут престижные модели, которые станут отражением их статуса. Но в любом случае, выбранная модель должна пройти проверку на удобство. Стоит посидеть и даже прилечь на понравившемся диване. Хорошо сконструированная модель имеет опору для головы, оптимальный угол спинки и небольшой уклон сидения, располагающий к удобной позе с выпрямленными ногами.
Раскладные механизмы диванов
Все типы механизмов могут быть разделены на пять основных групп:
- наиболее популярная группа механизмов раскладывает диван по типу книжки. Сидение и спинка щелчком входят в зацеп фиксирующего замка. Приподняв сидение, зацеп освобождается, и спинка остается в горизонтальном положении. Некоторые типы «книжных» механизмов (клик-клак) позволяют фиксировать спинку в нескольких положениях.
- вторую группу составляют механизмы, раскладывающиеся по типу свитка, т.е. сворачивающиеся.
- в третьей группе находятся выдвижные механизмы с колесиками или без таковых. Среди них еврокнижка, дельфин и другие.
- четвертая группа объединяет поворотные механизмы, помогающие организовать спальное место угловым диванам.
- и, наконец, в пятую группу входят механизмы-гармошки. В свою очередь они подразделяются на аккордеон (складывающаяся вдвое спинка) и каскад (складное сидение).
Автор текста: М. Тамилин