Расширенный поиск
Рекомендуем

 

 

Главная  /  Каталог статей  /  Стеновые материалы  /  МДФ, стеновые панели, вагонка

Вагонка и евровагонка: виды, классификация, монтаж

Деревянная вагонка – это недорогое и практичное решение для отделки фасада, стен и потолка самых различных помещений, не предъявляющих требований к особой изысканности интерьера. Это один из самых популярных материалов, используемых для дачных домов и вспомогательных построек, бань и саун.

Когда-то тонкие доски применялись для создания перегородок в пассажирских вагонах. Отсюда и название – вагонка. Преимущество этого материала не могли не оценить владельцы загородной недвижимости. Тоненькими дощечками можно было быстро обить старую стену или потолок, тем самым избежав серьезного ремонта. Благодаря взаимостыковке, отделка вагонкой получается сплошной. Стыки остаются видимыми, но благодаря этому отделанная поверхность приобретает выраженную ритмичность. На вид же она становится деревянной.

Популярность вагонки, несмотря на появление огромного количества отделочных материалов, не падает. Покупателей подкупает, прежде всего, ее невысокая стоимость и натуральное происхождение. Однако это не единственные преимущества деревянной вагонки.

Легкость монтажа. При соблюдении несложных правил, вагонка набивается довольно просто. Строительно-ремонтные навыки для этого, конечно, пригодятся. Но даже начинающий мастер быстро освоит это дело. Впрочем, от него потребуется немного терпения, потому что этот вид отделки не терпит спешки и неаккуратности.
Вагонка в интерьере

Долговечность. Вагонка может прослужить очень долго, особенно, если она использована для внутренней отделки сухого помещения. Сложно говорить даже об ориентировочных сроках, тем более что древесина меняет свой вид со временем. Однако многое будет зависеть от защитно-декоративной обработки. Специалисты говорят 5-10 летнем межремонтном интервале отделок из деревянной вагонки. Под «ремонтом» в данном случае подразумевается обновление декоративно-защитного покрытия.

Внешний вид вагонки неоднозначен. Многие считают ее привлекательной. Но есть и те, у кого вагонка ассоциируется с чем-то дешевым. Проблему «дешевизны» можно легко решить при помощи надлежащего оформления, цветовых решений и аксессуаров. Чаще всего вагонку производят из сосны или ели. Сосновую вагонку легко узнать по темным сучкам. У еловой вагонки сучки светлее и их меньше.

Экология деревянной вагонки абсолютна. Это на 100% натуральный материал, поэтому отлично подходит для отделки жилых помещений. Вагонка способна выполнять функцию регулятора влажности, поглощая излишек влаги и отдавая ее, когда становится слишком сухо. Нельзя не отметить и присутствие характерного древесного запаха в помещениях, отделанных вагонкой. Со временем он ослабевает, но тончайшая нотка аромата древесины остается навсегда.

Экономичность. Вряд ли найдется более дешевый способ отделки помещения натуральной древесиной. Сам же принцип обшивки позволяет выравнивать кривые стены. При этом не нужно связываться с мокрыми процессами: грунтовать, штукатурить, шкатлевать. Уже только на этом экономится значительная сумма, а также драгоценное время.

Наряду с преимуществами, как и любой другой материал, деревянная вагонка имеет и недостатки. Первым из них является общая проблема для всех деревянных материалов и конструкций – геометрическая нестабильность. При изменениях влажности и температуры деревянные планки изменяют свои размеры, их может повести, а при неправильном монтаже обшивка вообще может отпасть. Чтобы этого не случилось, во-первых, необходимо провести качественную защитную обработку, особенно если вагонка используется с наружной стороны постройки.

Другой недостаток – горючесть. Вагонка горит просто «замечательно». Распространение огня происходит за считанные минуты. Этому способствует и наличие воздушного зазора за обшивкой, в котором создается тяга. В связи с этим, вагонку рекомендуется обрабатывать антипиреном, который существенно снизит вероятность возгорания. Между обшивкой и стеной рекомендуется уложить магнезитовые плиты, которые исключат подход воздуха с обратной стороны вагонки и заблокируют переход огня через перегородку.

Виды евровагонки

Классификация вагонки

Деревянная вагонка может быть классифицирована по нескольким параметрам.

Вид древесины. Кроме самых популярных вагонок из сосны и ели, существуют аналогичные изделия из кедра, а также из лиственных пород – ольхи, липы, ясеня и др. Вагонку из лиственных пород применяют в основном для обшивки влажных помещений, а также для малых архитектурных форм. В банях и саунах такую вагонку применяют еще и по тому, что вагонка из хвойных пород при нагревании выделяет много смолы, способной оказывать сильные ожоги.

Сорт древесины. Существует 4 класса вагонки. Изделия экстра-класса имеют минимум сучков и отличаются отсутствием визуальных изъянов, как- то: искривления, трещины, неровности и пятна. В продуктах класса «А» допускается по одному невыпадающему сучку на каждые 1,5 м длины, а также не более двух смоляных карманов и двух несквозных трещин. Вагонка классов «В» и «С» может содержать «мертвые» (выпадающие) сучки и пятна различной степени контраста, а также прочие изъяны (синева, полосы, сквозные трещины).

Если отделка выполняется в жилом помещении, то следует выбирать продукты класса «Экстра». А вот там, где репрезентативность не на первом плане, можно и сэкономить, использовав вагонку классом пониже. К таким помещениям относится мастерская, кладовая, садовый домик и т.п.

Вид профиля. По данному критерию вагона разделяется на обычную и евровагонку. Профиль евровагонки более разнообразен, а кроме того, у нее имеются вентиляционные каналы на внутренней стороне. Наиболее известные виды лицевой части профиля евровагонки – стандарт, софтлайн, блок-хаус, американка. Используя тот или иной вид профиля, можно получить поверхности различных видов. На сегодняшний день очень популярна евровагонка блок-хаус, имеющая полукруглую лицевую поверхность, которая при отделке имитирует бревенчатые стены.

Сосновая вагонка внутри помещений

Размеры панелей. Обычная вагона выпускается толщиной 12-25. В длину она может достигать 6 м, а в ширину 150 мм. У евровагонки три стандартных толщины – 13, 16 и 19 мм. Ширина ее панелей бывает 80, 100, 110 и 120 мм. Длина евровагонки бывает от 0,5 до 6 м. Самые тонкие планки применяются внутри помещений, а для наружной отделки выбирают соответственно потолще.

Цена. На стоимость вагонки влияет цена древесины, из которой ее изготавливают, а также толщина панелей. Влияет также и близость деревообрабатывающего предприятия и лесного массива, из которого поступает сырье. Самой дорогой считается липовая вагонка класса «Экстра». Стоимость1 м² такой обшивки доходит до 25 $/м².

Правила монтажа вагонки

Возможны несколько вариантов расположения планок обшивки: вертикальное, горизонтальное и косое. Принципиальной разницы для монтажа, кроме ориентации панелей, это не имеет. Однако есть разница в визуальном восприятии. Например, горизонтальное расположение планок визуально опускает потолок, а вертикальное, наоборот, – поднимает. Бывают также комбинации, когда часть стены обшивается горизонтальными панелями, а часть – вертикальными. В таком случае визуальные эффекты поглощают, как бы, друг друга.

Выбор способа монтажа вагонки при внешней отделке, а также при обшивке влажных помещений (особенно бань и саун), должен учитывать проблему влаги. На первый взгляд может показаться, что каплям дождя или конденсату легче стекать по вертикально прибитым планкам. И это действительно так, но гораздо важнее, чтобы они оставались сухими с обратной стороны, а это возможно только при горизонтальном расположении. Кроме того, если панели вагонки набиваются параллельно полу, то каркас обрешетки перпендикулярен ему. Это означает, что воздух за вагонкой будет циркулировать лучше, а сама она будет сохнуть быстрее. Горизонтальный монтаж вагонки хорош еще и тем, что проблема гниения внизу обшивки устраняется заменой нескольких панелей. При вертикальном или косом расположении это невозможно.

Кляммеры для вагонки

Каркас для крепления вагонки может быть выполнен из деревянных брусков или металлического профиля. Первый вариант дешевле и проще в исполнении. Но деревянную обрешетку нужно обязательно пропитать антисептиками, чтобы она служила не меньше самой вагонки.

Элементы каркаса располагают с шагом 45-60 см. Их крепят к стене дюбель-гвоздями, шурупами или при помощи П-образных подвесов, в зависимости от материала стен.

Во влажных помещениях или снаружи здания вагонку лучше крепить открытым способом. Крепить панели в данном случае лучше финишными гвоздями, шляпки которых после нанесения покраски будут практически незаметными. Внутри помещений нагрузка на планки гораздо меньше, а эстетические требования – гораздо выше. Поэтому монтаж вагонки целесообразно вести скрытым способом: планки крепят через заранее высверленные отверстия, которые затем закрываются шкантом. К скрытому монтажу также относится крепление посредством соединения типа «шип-паз», когда планки фиксируются гвоздями или при помощи кляммеров или скоб.

Монтаж вагонки гвоздями

Гвозди при скрытом монтаже забиваются под углом 45°. Они обязательно добиваются добойником, чтобы шляпка утонула в древесине на 1-2 мм. Металлические кляммеры фиксируются гвоздем или шурупом. Данный вид крепления исключает растрескивание профилированной части панелей.

Важно! Перед тем, как набивать вагонку, необходимо выдержать ее в помещении двое суток, чтобы она адаптировалась к влажности помещения.

По периметру каждой отделанной поверхности (стены, потолка) необходимо оставить вентиляционный зазор шириной 15-20 мм. Обратите внимание, что плинтус крепят не к вагонке, а к стене. Чтобы не оставлять вмятин на вагонке, используйте небольшой подбойник, изготовленный из куска той же вагонки. Если вы захотите улучшить внешний вид отделки, то можно установить нащельники.

16.03.2015
Автор текста: М. Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.

Карта сайта|Контакты|Политика конфиденциальности