Расширенный поиск
Рекомендуем

 

 

Главная  /  Каталог статей  /  Архитектура и дизайн

Неоклассика в архитектуре и интерьере

Никакие модные тенденции не смогут заставить человека жить в чуждой ему обстановке. Именно поэтому ко всем интерьерным инновациям необходимо относиться с определенной долей скепсиса, хотя бы для того, чтобы дать себе время понять, насколько они подходят вам конкретно.

Если проследить за развитием интерьерной моды, то можно усмотреть ее цикличность, когда раз за разом она обращается к классическим истокам. Однако если до конца разобраться, то каждый возврат к классике обрастает атрибутами своего времени, – иначе говоря, мода движется по спирали. Когда надоедают инновации, на поверхность сразу выходят ретроспекции, и наоборот. Но между периодами всплеска проходит немалый временной отрезок, и обращение к «хорошо забытому старому» сопровождается добавлением приставки «нео». Эта приставка лишь напоминает о том, что следующий за нею стиль не является чистым, а только современной интерпретацией. В нем меньше строгости следования стилистики и больше легкости.

Неоклассицизм, о котором пойдет речь, зародился в глубинах модерна и в ХХI веке превратился в некую увлекательную игру, однако требующую досконального знания первоисточника. Этот стиль можно охарактеризовать такими эпитетами, как торжественный, помпезный, масштабный. Но в то же время неоклассиска рациональна и лишена излишней декоративности.Неоклассическая архитектура

Истоки неоклассицизма

Сам термин «неоклассицизм» вызывает горячие споры среди искусствоведов. Так сложилось, что интерьерные дизайнеры в определенном смысле зависят от знания стилей архитектуры и искусства. Не исключено, что каждый из них трактует неоклассику по-своему, однако в контексте общепринятого под нею подразумевается разные направления, для которых свойственно обращение к античности и ренессансу. Причем данная трактовка встречается в русскоязычной литературе. Запад же называет неоклассикой поздний период классицизма, т.е. вторую половину XVIII – начало XIX в.) ампир и стили эпохи Людовика XVI. В те времена возврат к классике спровоцировали приевшиеся причудливые формы рококо.

Таким образом, наша и западная неоклассика – это совершенно разные понятия. Однако возвратимся к истокам. Без малого 2 тыс. лет назад извержение Везувия похоронило древний город Помпеи под слоем пепла вместе с его обитателями и всем культурным скарбом. Раскопки Помпей начались в 1748 году. Огромное количество отлично сохранившихся художественных ценностей произвели эффект мощнейшей «инъекции античности», которая не могла не повлиять на развитие архитектуры и дизайна конца XVIII века. Повсеместно стали появляться столики, напоминающие жертвенные треножники, гипсовые вазы с мифическими образами, курильницы и т.п.

Французский неоклассицизм во многом развивался под влиянием творчества Габриеля – автора проекта площади Людовика XV (площадь Согласия), версальского дворца мадам Помпадур и других шедевров. Английская неоклассика, в частности в архитектуре, обязана, прежде всего, братьям Адам. Они соединили античность и рационализм, создав в итоге собственное направление «стиль Адама».

Европейские архитекторы той эпохи являлись сторонниками палладианства, для которого характерно преклонение перед идеалами античности. Это течение названо в честь итальянского архитектора эпохи возрождения Андреа Палладио, который вырос на книгах Ветрувия – древнеримского инженера и зодчего. Палладио воскресил древне-римское наследие в своих проектах прекрасных частных вилл, которые тут же тали объектами подражания. Он был мастером забытого искусства организации пространства с помощью колоннад. Палладио оставил после себя не только памятники зодчества, но и письменный труд – «Четыре книги об архитектуре».

В конце XVIII века палладианство пришло и в Россию. «Правильная архитектура», как называл ее Петр I, появилась у нас, благодаря посланным им на обучение в Италию русским мастерам. Одним из наследий того времени стала классическая русская усадьба.

Немало поклонников палладианства нашлось и в Новом свете. Загородные дома XIX века в Америке похожи своими фасадами, словно дети одной матери. Это «невыносимое сходство» было отмечено Финимором Купером. Типичная палладианская архитектура – Белый Дом, Капитолий и другие муниципальные здания Вашингтона. Она лишний раз свидетельствует о масштабах увлечения неоклассикой в Америке.

Но колоны и портики в очередной раз отступили перед инновациями, которые теперь готовился принести «скоростной век». Новые материалы и строительные технологи диктовали совсем иные архитектурные решения.

Неоклассика: новейший период

Отечественные искусствоведы, чей индекс цитирования свидетельствует о высоком авторитете, датируют появления неоклассицизма 1910 годом. Тогда архитекторы искали альтернативу вычурной роскоши ар нуво, и вспомнили решительную и целеустремленную архитектуру палладианства. Эта тенденция продолжалась до 20-х годов, после чего ее сменила монументальная архитектура советского периода известная как «сталинский конструктивизм».Здание белого дома в Вашингтоне

После мировой войны античные черты вновь стали проступать в архитектуре. Дома культуры, райкомы партии и другие значимые здания строились с колоннами явно палладианского направления. С начала 60-ых очередная волна неоклассицизма захлестнула и Америку. Это время постройки знаменитого Lincoln-Center в Нью Йорке, а также около 50 неоклассических зданий дипмиссий США по всему миру.

Конец первого десятилетия XXI века стал началом четвертой волны неоклассики. Причем она затронула не только архитектуру, но и интерьер. Сегодня неоклассикой интересуются даже молодые люди, которые, как ни парадоксально, находят в ней для себя нечто новое. Наш современник – английский неоклассик Адам Роберт ( по странной случайности полный тезка родоначальника «стиля Адама») считает классическую архитектуру гармонией высшего порядка. Идеи модернистского истеблишмента, корнями уходящие в Америку, для него чужды. Более того, он предлагает отказаться от них, и строить вокзалы, аэропорты, торговые центры, музеи и коттеджи исключительно в неоклассике. А вот российский искусствовед и архитектор Селим Хан-Магометов, считает в новом тысячелетии архитектура будет формироваться «на основе двух стилевых систем, имеющих статус интернациональных: классический ордер и авангард».

В заключение этой главы, хочется привести любопытный пример из новейшей истории искусства. После смерти Энди Уорхола, который считается отцом поп-арта, стало известно, на что он тратил деньги, вырученные от продажи своих эпатажных постеров. Оказалось это были картины старых мастеров и предметы антиквариата. Более выразительного символа вечности классики, пожалуй, уже и не придумать!Интерьер неоклассики

Атрибуты неоклассики

Не смотря на засилье самых различных стилей и направлений в интерьерном дизайне, всегда были и будут люди, желающие окружить себя классикой. В такой обстановке они приобретают психологический комфорт или то, что многие называют уютом. Неоклассика в интерьере проявляется спокойствием линий, прямоугольными формами, лепниной в виде больших медальонов с античными профилями, украшениями на потолке, фризами, широкими лестницами и классическими статуями.

В доме стилистическим центром неоклассики является гостиная. Там можно установить одну или несколько колонн, а к ним привязать уже прочие элементы. Для соблюдения стиля потребуется чтобы перед входом в гостиную был вестибюль. В самой гостиной не нужны никакие перегородки. Функции зонирования выполняют колонны или полуколонны, чем создают ощущение пространства, свойственное «большому стилю».

Атрибуты неоклассикиАтрибутами неоклассики также являются пилястры, балки, опирающиеся на капители, фронтоны. Для нее также характерны перетекающие пространства, к которым многие из нас уже успели привыкнуть. Стиль получится особенно выразительным, если в помещении высокие потолки. Поэтому поклонники неоклассицизма должны позаботиться об этом еще на стадии выбора проекта, – только в таком случае получится украсить потолок характерным для классики орнаментом аканта.

Что касается мебели, то сегодня многие известные фабрики предлагают целые коллекции, состоящие из стилизаций под лучшие классические образцы. И это не просто мебель, а гармонизирующие пространство предметы, поскольку в их формы заложены пропорции Фибоначчи, какими пользовались старые мастера. Даже современные реплики такой мебели стоят, как антиквариат. Но это и не у дивительно, ведь там и ручная работа, и дорогие материалы – красное, черное, эбеновое, лимонное дерево и др.Цветовые акценты в неоклассике

Классическая и неоклассическая мебель имеет множество периодов и стилистических отличий. Это может быть ампир, период Директории или Консульства, английский неоклассицизм (рекомендуется мебель а-ля Шератон), стиль Хэпплуайта с его строгими линиями и прочие. Кроме того, среди «новоделов» находятся изделия, в которые включены несвойственные классике материалы, но так, как бы это сделали античные дизайнеры.

Для облицовки в неоклассицизме используется мрамор, гранит и травертин. Эти камни как нельзя лучше относятся к классике. На полу может быть использован тот же камень, а там где нужно создать атмосферу уюта – дворцовый паркет.

Аксессуары в неоклассике некоторые дизайнеры предпочитают использовать комбинировано: часть из них – классические скульптуры, вазы, картины с изображением античных сюжетов; другая часть представлена, по сути, тем же, но уже в современном прочтении.

Если для классики характерны только светлые тона, то в неоклассике можно фрагментарно использовать яркие (красные, оранжевые), а также пурпурный и королевский синий.

22.11.2012
Автор текста: М. Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.

Карта сайта|Контакты|Политика конфиденциальности