Расширенный поиск
Рекомендуем

 

 

Главная  /  Каталог статей  /  Архитектура и дизайн

Скульптура в интерьере

Выражение: «Дареному коню в зубы не смотрят» – абсолютно справедливо, когда речь идет о живой лошади, однако если вам на юбилей подарят какого-нибудь бронзового пегаса, то такому подарку вы вряд ли будете рады. Вообще, забудьте дарить кому-либо статуэтки, даже если они вам очень нравятся. Скульптуру не зря называют «застывшей музыкой», однако нам не приходит голову подарить кому-либо на день рождения альбом своей любимой группы.

Интерьерная скульптура – это арт-объект, оказывающий довольно сильное влияние на стилистику обстановки. В идеальном интерьере нет случайных вещей или тех, которые из серии «я его слепила из того, что было…». Все единицы, составляющие художественное оформление интерьера, по сути, являются нотами или аккордами, которые вместе должны складываться по аналогии с музыкой – гармоничную полифонию. Наиболее чистым «слухом», а в нашем случае – художественным вкусом, обладают профессиональные дизайнеры и галеристы. Им то и нужно поручать подбор предметов пластического искусства для интерьера, если сами вы чувствуете, что у вас это не получится так же хорошо.Скульптуры в классическом интерьере

Пластическое искусство в интерьере может быть представлено в виде скульптур как самостоятельных художественных объектов и в виде различных конструкционных элементов предметов с утилитарной функцией. В последнем случае это самые различные скульптурно оформленные вещи – от ручек посуды и до колон в виде изваяний. Предметов, сочетающих в себе практическую и декоративную функцию, очень много. У одних скульптурность более выражена, у других – менее.

Сама же скульптура служит только для украшения, и там, где ее не будет видно, одна соответственно не нужна. В интерьере используют два вида скульптуры: станковую и мелкую пластику. Станковые произведения – это небольшие бюсты, головы, вытянутые статуэтки, групповые композиции, барельефы. К мелкой пластике относятся миниатюрные скульптуры и рельефные композиции, а также различные фольклорные игрушки. В наших жилищах мелкая пластика представлена наиболее широко.

К объемным декоративным предметам также можно отнести и кинетическую скульптуру. Она представлена различными композициями, которые анимируются за счет механизмов и по определенному сценарию. При этом сам механизм открыт и нарочито демонстрирует принцип своего действия.

Материал скульптур

Мраморная скульптураВ современной скульптуре не существует общепринятых стандартов и эталона. Материалом для нее может быть все, что угодно. Классическая скульптура выполняется из мрамора, бронзы и других традиционных материалов. Как правило, мраморные скульптуры чаще встречаются выполненными в античном стиле, и поэтому их место в первую очередь в классических и ампирных интерьерах. Бронза же, является визитной карточкой ар-деко, однако в зависимости от сюжета произведения может быть употреблена и в классическом интерьере.

На примере мрамора и бронзы можно рассмотреть одно из основных «материальных» отличий, которое достаточно сильно влияет на характер скульптуры. Легкая просвещаемость мрамора и гладкость обработанных поверхностей придает скульптурам утонченность и в определенном смысле эфемерность. Зритель, созерцая мраморное изваяние, настраивается на лирический лад и восторгается живостью камня. Бронзовая скульптура не просвечивает, но бликует; она более монументальна и способна выражать больший спектр эмоций.Скульптурные элементы в интерьере ампир

На смену классическому скульптурному металлу – бронзе – пришли другие металлические сплавы, в составе которых медь, алюминий, серебро и даже золото. Металлическая скульптура интересно смотрится и в классической, и в ретро обстановке; само собой, находит она свое место и в модном ныне hi-tech.

Абсолютно универсальными по стилистике скульптурными материалами является дерево, стекло и фарфор. В то же время каждый из них способен передавать особое настроение. Например, скульптура, вырезанная из экзотической древесины отлично смотрится в ориентальных интерьерах, но также может наполнить теплом и холодный hi-tech.

Особое значение имеют стеклянные скульптуры. Из-за своей прозрачности, они способны «мимикрировать» под любую обстановку, при этом смешивают в себе все окружающие краски. Они не нагружают интерьер, а если со стеклянными изделиями осторожно обращаться, то от времени они совсем не теряют вида. Если нужно выделить силуэт бесцветной стеклянной скульптуры, то ее лучше расположить на темном фоне. А вот для цветного стекла придется подбирать подходящее окружение. Скульптуры из темного цветного стекла на ярких фонах (кроме белого) смотрятся почти черными. Наилучшее для них окружение – это пастельные тона или натуральные цвета.

Мейсонский фарфорХрустальные фигурки зачастую пылятся на полках шкафов, однако для них там не самое лучшее место. Не бойтесь украшать ими стол каждый раз, когда празднуете торжество. Хрусталь, как и простое стекло, тем и хорошо, что его всегда можно помыть. Какой бы высокой ни была бы детализация хрустальных скульптур, любая пыль смоется с них при первом же ополаскивании под струей воды. Качественную мелкую хрустальную пластику можно найти в ассортименте таких фирм, как SWAROVSKI, LALIQUE, DAUM.

Для столового декора первыми использовались фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры, датируемые еще XVIII в., но теперь редко их встретишь. На столе они когда-то заменили украшения из теста. Сегодня фарфоровые статуэтки, которые в одно время являлись неотъемлемым атрибутом то королевского стола, то признаком мещанства, стали предметом коллекционирования. Новые, но не менее ценные с точки зрения искусства, фарфоровые статуэтками сегодня выпускают некоторые известные компании (LLADRO, HEREND) в угоду поклонникам китча.

Интерьерная скульптура и стиль

Все виды скульптур, употребляемые в интерьере, можно условно разделить на три группы: классическая, авангардная и абстрактная.Авангардная скульптура

Классическую группу составляют все скульптуры, изготовленные из традиционных материалов и в реалистичной манере.

Авангардная группа – это статуи и статуэтки любых сюжетов, но изготовленные из нетрадиционных материалов. В нее входит абстрактная подгруппа, состоящая из объектов, которые либо не имеют выраженных сюжетов, либо имеют сюжеты, над которыми «надо подумать». В небольшую отдельную группу также можно выделить различные, найденные на свалке вещи и «чердачные раритеты» (found objects), из которых творческие люди любят создавать забавные композиции. Это может быть старый угольный утюг, глиняный кувшин с отбитой ручкой, старинный медный чайник, подстаканники и т.д.

Японская скульптураЭтническая скульптура представляет третью группу данной номенклатуры. Это все те же статуэтки, которые, так или иначе, связаны с фольклором и этносами, причем не только экзотическими. Типичным примером этнической скульптуры являются нэцкэ и окимоно – миниатюрные произведения японского декоративно-прикладного искусства. Нэцкэ стало сугубо декоративным предметом сравнительно недавно – какой-то век-полтора назад. До этого нэцкэ был брелком, при помощи которого японцы крепили к поясу ящик, служивший подвесным «карманом» в их национальной одежде. Поэтому настоящие нэцкэ обязательно имеют дырочку для шнурка. А вот окимоно всегда несла только декоративную функцию.Японская нэцкэ

Скульптуры, которые приобретаются для дома, должны соответствовать общей концепции обстановки, однако главное не только это. Нужно еще и найти правильное место для изваяния, – то, где оно будет смотреться наиболее удачно. Не стоит в одном интерьере объединять статуэтки слишком контрастирующих культур. Эдакий «интернациональный винегрет» способен привнести свой хаос и в обстановку.

Синхронизация с интерьером

Правильнее всего, когда место скульптуры определяется еще до ее покупки. Здесь работает принцип подобий: большие скульптуры – для просторных помещений, маленькие – для маленьких. При этом важно понимать, что далеко не каждый просторный интерьер способен раскрыть достоинства крупной скульптуры, – ей необходимо нейтральное окружение и постановочный свет.

Ганеш из бронзы в авангардном стилеКрупные и средние по размеру скульптуры играют доминирующую роль в декоративном оформлении интерьера. На них обращают внимание в первую очередь, а это означает, что нужно выбрать наиболее удачный ракурс, открывающийся с основных смотровых позиций. Обнаружить выгодные ракурсы несложно: необходимо обойти скульптуру и, поэксперементиновав с освещением, сравнить эстетические ощущения. Однако есть и некоторые непреклонные правила. Бюсты и головы не зря устанавливают на подиумы – там они намного удачнее смотрятся.

Поклонников мелкой пластики в мире немало, да и самой ее существует огромное количество. Хранить небольшие статуэтки на полках – не самое лучшее решение. Там они создают впечатление беспорядка, а постоянно вытирать их от пыли – рутинная работа. Если таких статуэток много и хочется все их выставить напоказ, то место им в специально изготовленной стеклянной витрине. Там и пыли нет, и фигурки можно рассмотреть со всех сторон.

Иногда скульптуры сами диктуют место своей установки, и порой приходится изменять под них интерьер. Надо заметить, что это стоит того, ведь произведение искусства привносит в дом то самое – красивое, вечное…

20.10.2011
Автор текста: М. Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.

Карта сайта|Контакты|Политика конфиденциальности