Расширенный поиск
Рекомендуем

 

 

Главная  /  Каталог статей  /  Архитектура и дизайн

Светодизайн: под абажуром

Надеть на лампу затеняющий колпак догадались чуть более двухсот лет назад. Сегодня этот элемент называется абажуром, и он прочно вошел в арсенал светодизайна. То, на что способен абажур в интерьере, трудно преуменьшить. Еще Булгаков сказал: «В комнате противно, когда с лампы снимут абажур…».

Абажур, каким мы его знаем, появился с приходом электрического света. Факелы и свечи затенялись металлическим «тенником», а керосиновые лампы получили стеклянный плафон.

Вступив в эпоху модерна, абажур сделался декоративным. Если раньше его максимум могли оторочить бахромой, то в начале ХХ века его расписывали бабочками и цветами, расшивали бисером, смело экспериментировали с его формой.

Украшать абажуры стеклом первыми стали американец Луис Тиффани и француз Антонин Дом. Знаменитый витражист однажды нашел неожиданное применение обрезкам цветных стекол и создал из них абажур для лампы. Игра цветного стекла в лучах света лампы показалась Тиффани весьма эффектной, и он решил положить этой работой начало целому направлению в своем творчестве.

Абажур из мелких кусочков стекла в массивной бронзовой оправе дробит свет на тысячи лучиков, наполняя интерьер некой световой структурой. Этот эффект характерен для эстетики модерна.Абажур в стиле Тиффани

Светильники Тиффани всегда являлись роскошью, поскольку по цене они приближались к произведениям искусств. Впрочем, с этим никто сейчас не спорит, однако теперь, когда бронза в них заменена «сплавом» металла и пластика, они стали доступнее.

Упомянутый Антоний Дом украсил абажуры торшеров хрусталем, отчего его компания Daum в 1900 году получила гран-при на Всемирной выставке. Он придумал делать абажуры из особого хрусталя «pate de verre», что можно перевести как «тесто из стекла». Этот хрусталь имел живые оттенки и невероятно естественные линии.

После революции в России было не до эстетики. Господа уехали в Париж, а народ делал абажуры из чего попало. Настоящий китч того времени – абажур из кухонных терок. При включенной лампочке на стенах и потолке появлялось множество «зайчиков», прорывающихся сквозь сетку отверстий, предназначенных для совсем иных целей. Аскеты революционной эпохи вообще считали абажур излишеством, однако постоянно щюрясь, вероятно, кривили душей. В период НЭПа абажуры все же завоевали всеобщее доверие и стали обязательным атрибутом любого интерьера. Сегодня лампы под абажурами в большом ассортименте встречаются у ведущих световых фабрик Studio Italia desing, Mario, Albani, Axo light, Electra, Xenon и многих других.

Каков он, абажур?

Чехол абажура с бабочкамиОсновой классического абажура служит жесткий каркас, состоящий из верхнего и нижнего кольца и соединяющих спиц. Абажур состоит собственно из этого каркаса и чехла (матерчатого или иного). Тканевые чехлы часто имеют подкладку, которая маскирует спицы каркаса.

Абажурами оснащают светильники практически всех видов. Однако следует понимать, что абажур «съедает» значительную часть света, поэтому для создания яркого освещения светильники, затененные им, не подходят. Их можно использовать как вспомогательные. Зато по части создания уюта им нет равных.

Абажуры, направляющие свет к полу, обычно имеют форму полусферы. Но существуют также и более сложные формы, изогнутые, с уступами, в виде тарелок, зонтиков и еще многие. Последние две формы в основном используются для направления света вверх. Отражаясь от потолка, он создает очень мягкое рассеянное освещение. Леонардо да Винчи находил такое освещение очень подходящим для своих натур, поскольку, как он считал, их лица приобретали тонкую выразительность.

Зонтичные абажуры, несмотря на свою простоту, насчитывают более десятка разновидностей. Их каркасы могут быть цилиндрическими, овальными, конусными, в форме квадратной призмы или кринолина. По низу они могут украшаться фестонами или декоративной манжетой.Абажур из шелка

Материал чехла абажура

В современных модных абажурах превалируют натуральные материалы. Очень моден батик, способный создавать различные световые эффекты, лен с защитной подкладкой, атлас, хлопок, тафту и прочие натуральные ткани. Очень эффектно смотрятся абажуры из жатой бумаги, которые так часто можно встретить в IKEA. Не забыты и кружевные абажуры, создающие вокруг теневые орнаменты.

У стеклянных купольных абажуров своя прелесть. Сами по себе они уже не требуют какой-либо декорации. Подвешенные на тонкой прозрачной нити, они создают впечатление парящих полусфер. Особенно красиво смотрятся купола из комбинации прозрачного, белого и цветного стекла.

В погоне за натуральностью никак не могли обойтись без материалов растительного происхождения, причем самых разнообразных – от бамбука и дерева до лозы.

Бумажный абажур IKEAЕсть свои поклонники и у синтетики. Абажуры с чехлами из ПВХ, полиэфирной ткани представлены в очень широком диапазоне. Но надо сказать, что оригинальный вид имеют только изделия достаточно знаменитых фабрик, которые разрабатывают высококачественный пластик и создают совершенный дизайн.

Цветовая гамма чехлов приобрела в последнее время большую насыщенность. Вишневые, изумрудные, бронзовые, фиолетовые оттенки выступают на первый план, однако оранжевый они вряд ли потеснят, равно как соломенно-желтый, персиковый и другие светлые пастельные цвета, имитирующие солнечную палитру.

Многие стараются как-то привязать цвет абажура к интерьеру, но это совсем необязательно делать, если в интерьере только один светильник с абажуром, и кроме него нет никаких источников света. Если подобрать его точно к мебели или текстилю не получается, то лучше придать ему максимальный контраст. Это позволит абажуру жить своей жизнью и стать ярким акцентом в интерьере.

Ансамбль из люстры, торшера и настольной лампы требует не только совпадения фактуры и цвета чехлов, но и их гармонии с общим доминирующим колоритом. Они не должны диссонировать с коврами, мебельной обивкой, шторами, обоями и т.д.Абажур в обеденной зоне

Место абажура

Максимально раскрыть потенциал светильника с абажуром можно, только удачно расположив его. Где попало он не работает – не создает уют и не наполняет комнату мягким светом. Попробуйте в гостиной расположить светильники под абажуром на низких столиках. Наиболее удачно в этом случае выглядят конусообразные «колпаки» со срезанной вершиной. Основной световой поток в таком случае будет направлен не на потолок, а на столешницу. Для подсветки картин можно использовать бра с полусферическими абажурами, также направляющими свет вниз.

Бра с абажурамиДля обеденной зоны традиционно подвешивают светильник с матерчатым абажуром. Лучше, чтобы была возможность регулировать высоту. Низкое положение создает атмосферу уюта, а высокое – привносит торжественную ноту. В том или ином случае, основная задача светильника над обеденным столом – обеспечить равномерное и достаточно интенсивное освещение. Абажур как бы выделяет обеденную зону светом, тогда как остальная территория остается в полумраке. Это очень важно, особенно, если столовая объединена с кухней. Регулировать степень освещенности периферии можно за счет абажура с верхним отверстием в куполе. Чем больше будет это отверстие, тем более ярким окажется отраженный от потолка заполняющий свет, разумеется, при условии, что потолок светлый.Абажуры в стиле эко

В спальне светильники с абажурами создают необходимое там зональное освещение. Лампы с колпаками можно расположить на туалетном столике, на прикроватных тумбочках, а над кроватью будет уместен обратный абажур, направляющий свет на потолок. В таком случае нужно подобрать такую модель, которая бы наиболее эффектно смотрелась снизу. Еще один вариант – разноцветные абажуры, которые похожи на традиционные китайские фонарики. Такие светильники можно как подвешивать на различной высоте к потолку, так и устанавливать на прикроватных тумбочках, либо использовать в качестве бра.

Абажур Наутилус для детской Увлекшись абажурами надо помнить и о недостатках. Одной из основных проблем является выгорание цветных матерчатых чехлов, притом неравномерное. Свет ламп разлагает пигмент, и цвет теряет свою первоначальную насыщенность и свежесть. Кроме того, материал абажура может пропитываться кухонными запахами и табачным дымом. А если он находится на кухне, то на чехле будет оседать жир, который практически нельзя отстирать, если он застареет. Однако это не повод отказываться от абажуров, ведь позитивных сторон у них гороздо больше. А на кухне в любом случае нужно иметь хорошую вытяжку, в противном случае будет страдать не только абажур, но и остальной текстиль, а также мебель.

* * *

В заключении хочется сказать, что сегодня в салонах дизайнерского света можно подобрать светильники с абажурами, которые впишутся в любой интерьер. Итальянские, французские, немецкие фабрики, которые сотрудничают с самыми талантливыми дизайнерами мира, предлагают поистине шедевры. Светильники – это такие элементы интерьера, которые помимо своей утилитарной функции, претендуют еще и на арт-объект. Поэтому хороший светильник – это всегда изюминка интерьера.

22.02.2012
Автор текста: М. Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.

Карта сайта|Контакты|Политика конфиденциальности