Расширенный поиск
Рекомендуем

 

 

Главная  /  Каталог статей  /  Ландшафтный дизайн и благоустройство территорий

Устройство подъездого пути и мощение дорожек

В комплексном решении благоустройства приусадебного участка важна роль всех функционально-эстетических элементов, будь это эргономическое расположение зон обслуживания, гармоничная подборка растений или стиль малых архитектурных форм. Удобные и внешне привлекательные дорожки выступают в качестве связующего фактора в целостном восприятии ландшафтной композиции. А уж подъездная дорога в силу ее не только утилитарной, но и презентабельной функции и подавно требует к себе повышенного внимания. В частности, в отношении материалов. Что же выбрать из широкого ассортимента, представленного на рынке?

Подъездной путь к дому, как правило, проходит в так называемой парадной зоне усадьбы, поэтому выбор материала для его устройства должен основываться, во-первых, на показателях прочности и долговечности, а, во-вторых, – на эстетичности. Эта дорога имеет свои стандартные размеры по ширине, зависящие от габаритов машин, но слишком узкий проезд создает иногда неприятные ситуации. Все-таки необходим некоторый запас, чтобы можно было выйти из машины, не взбираясь на бордюр.

Конфигурация дороги от ворот к дому – это особый момент. Прямолинейный подъезд упрощает композицию парадной части усадьбы и открывает фасад дома на обозрение с улицы. На наш взгляд, лучше всего устроить его таким образом, чтобы он давал возможность зеленым насаждениям скрыть внутридворовое пространство, сохраняя определенную интригу.Оформление мощеной дорожки

Нетривиальное оформление бордюрами, светильниками, и растениями придадут подъездной дороге живописность и вид со вкусом организованной представительной части ландшафта. А оригинальный рисунок мощения только усилит этот эффект.

Экономить на геодезии – себе дороже

Известно, что в случае строительства дома и различных построек прежде всего требуется создание геодезической карты участка, на основе которой проектируются фундаменты зданий и водоотводные мероприятия. Это тем более важно, если участок имеет сложный рельеф.

Но и при устройстве системы дорог и тропинок данное нормативное требование тоже необходимо соблюдать. Казалось бы, вы видите перед собой уже сложившийся рельеф на своем участке. Что там какая-то дорожка нарушит? Такой дилетантский подходы часто приводит к тому, что спустя совсем немного времени первоначальная экономия «съедается» неожиданными, по мнению легкомысленных застройщиков, затратами на восстановление уже достигнутого строительно-ландшафтного великолепия. Вода в подвале, промоины га газонах, расползшаяся дорожка – это еще не все «цветочки». А происходит так потому, что активное вмешательство человека в стабилизированную природную структуру (дом, бассейн, пруд, фонтан, беседка, сад, дороги и т.п.) перераспределяет водный баланс в почвенных зонах участка. Процесс этот невидимый, но тем не менее неизбежно разрушительный. И его «плоды» затем появляются перед взором «бережливых» домовладельцев.

В проекте ландшафтного архитектора должны содержаться указания по расположению клумб, газонов, древесных насаждений, а также рекомендации по оформлению, цветовому решению и рисунку мощения дорожно-тропиночной сети. А специалисты по дренажным системам уже на основе геодезических исследований и метеорологических наблюдений спроектируют наиболее рациональные способы защиты от грунтовых вод и атмосферных осадков.

Мощеный подъезд для легкового транспортаТак, вода может уходить сквозь швы между плитками в почву или отводиться дренажными каналами в безопасные места. Еще одним вариантом является соблюдение в поперечном профиле дорожек незначительного уклона от центра к периферии, тогда поверхностные воды будут просто стекать на прилегающий участок. А противостоять размыванию основания дорог потоками можно соблюдением одного правила: их покрытие должно находиться на 2-3 см выше уровня газона.

Подготовка мощения

Работы на запроектированных под мощение участков территории начинают, как правило, с дальних от дома пешеходных дорожек и заканчивают строительством подъездной дороги. Ждать естественной усадки грунта в наше время не все хотят, поэтому в большинстве случаев при сооружении подъезда к дому применяется бетонирование – обходится дороже, но делается быстрее. Понятно, что и технология строительства учитывает это обстоятельство.

Прежде всего – разметка: повороты, закругления, уклоны. Зтем производится выборка грунта на глубину штыка лопаты, выравнивание и утрамбовка площадки. Основание может быть щебневое, бетонное или гарвийно-песчаное. Его еще называют «подушкой», так как на него укладывается покрытие. Толщина «подушки» диктуется в первую очередь типом грунта и вод, потом уже – эксплуатационной нагрузкой и размером плит. В любом случае она не должна быть меньше 15-20 см.

Перед бетонированием на слой щебенки и песка иногда укладывают арматуру, но чаще всего армируют «подушку» при помощи металлической сетки – она наделяет основание пластичностью, необходимой для сохранения целостности материала в ходе дальнейшей эксплуатации.Бетонное основание под тротуарную плитку

В настоящее время предусмотрительные хозяева домов прокладывают под подъездной дорогой и пешеходными дорожками (от двери к дому) кабели систем обогрева – при обледенении они будут весьма кстати.

Тротуарная плитка атакует дороги

На смену гравийных и асфальтовых покрытий подъездных дорог пришла тротуарная плитка. Это неслучайно. Она обладает множеством достоинств: обеспечивает ровную и нескользящую поверхность, летом не плавится наподобие асфальта, а зимой не трескается от воды, легко монтируется и разбирается. И действительно, попробуйте, например, выполнить ремонт какой-нибудь из инженерных коммуникаций, находящийся под дорогой с асфальтовым покрытием. Пневмомолоток, лом, новая поция горячего асфальта, каток – масса проблем! А плитку достаточно демонтировать и снова уложить. Опять же, какое гравийное покрытие сможет продержаться, по примеру тротуарной плитки, 25 лет? И во что оно превратиться?

Плитка как фигурный элемент мощения (сокращенно ФЭМ) разнообразна по форме, фактуре и расцветке. Это делает ее незаменимым материалом в осуществлении самых оригинальных дизайнерских проектов.

Для мощения подъездных дорог к дому используются тротуарные плитки толщиной 8 и 4 см. Последняя – в случае предварительного бетонирования. По способу изготовления бетонные плитки подразделяются на литые и прессованные.

Сравнительный анализ показывает, что каждая из этих разновидностей обладает и достоинствами, и недостатками, по этому выбор – всегда за потребителем.

Разноразмерная тротуарная плиткаНапример, литая плитка дешевле, имеет множество конфигураций ФЭМов, но нуждается в защите от солей, которые делают ее рыхлой, – для этого необходимы специальные пропитки покрытия. Прессованная превосходит литую по прочности, однако ее поверхность настолько ровная, что исчезает эффект натуральности; иногда это обстоятельство отталкивает дизайнеров, а, следовательно, и заказчиков.

В то же время при изготовлении всех видов тротуарной плитки применяют красители, благодаря чему можно получить материал практически любого оттенка цветовой гаммы.

Укладка ФЭМ

Есть два способа мощения подъездных дорог: жесткий и сухой. Трудно определить приоритет одного из них. Если технологические нормы соблюдены, а качество работы не вызывает сомнений, то при любом способе укладки дорога будет красивой и прослужит долго.

Жесткое мощение в принципе ничем не отличается от кирпичной кладки и тоже производится с использованием раствора, в данном случае – цементного. С одним уточнением: толщина плитки и другие параметры должны соизмеряться с кирпичом. Перед кладкой основание необходимо подготовить: тщательно утрамбовать и выровнять площадку, застелить полиэтиленовой пленкой или геотекстилем во избежание прорастания травы, и покрыть слоем песка толщиной 2-3 см. Раствор можно наносить либо на грань плитки, либо на место кладки; швы заполняются тем же раствором. Состав кладочного раствора такой: 1 часть цемента на 4-5 частей песка средней зернистости. Некоторые мастера добавляют еще и гашеную известь.

Сухой способ мощения предполагает наличие бетонного основания. ФЭМы укладывают на безводную смесь цемента и песка, добиваясь путем подбивки хоть и не идеально ровной поверхности, но все же, как говориться, под линейку. Швы засыпают этой же сухой смесью, после чего только что замощенный участок дороги поливают водой. Состав схватывается и дальнейшем препятствует проникновению воды в тело кладки. Тут дано учитывать одну тонкость. Сухую смесь готовят перед началом работ. Если это делать накануне вечером, она утратит часть своих связующих способностей, «перегорая» от влажного воздуха и не совсем сухого песка.Бетонная тротуарная плитка

Срок надежной службы подъездной дороги зависит от многих факторов. Одним из них является недопущение ее перегрузки, т.е. она должна быть рассчитана на определенный вид движущегося по ней транспорта. Зимой – никаких ломов и металлических лопат, снег убирать только при помощи фанерной лопаты и метлы. К том же тротуарная плитка из бетона абсолютно несовместима с солью, поэтому ее можно посыпать зимой при гололеде только песком.

Дорогая альтернатива тротуарной плитке

Существуют, конечно, и другие материалы для строительства подъездных путей но стоимость их выше. Речь идет о натуральном камне. Самыми дорогими из этой группы считаются такие природные камни, как гранит, базальт и порфир; те, что подешевле – песчаник, сланец и известняк. Обычно они используются для устройства пешеходных дорожек (дорожка из гранита практически вечная!), но применяются и для мощения подъездных дорог к дому – на бетонное основание.

Обычно такие камни имеют вид плитняка – пластин более-менее правильной формы; реже – брусков или булыжников. Песчаник, сланец и известняк – породы сравнительно мягкие – целесообразно пропитывать и покрывать специальными составами, которые увеличивают их прочность.

Гранитная брусчаткаВ чем явно не нуждается гранит. Его прочность зафиксирована даже в пословицах. Но стоимость не позволяет ему стать самым популярным материалом. Причем львиная ее доля припадает на обработку, требующую мощного оборудования и специальных инструментов. Дорога к дому, мощеная гранитными плитами, может, и не такая ровная на поверхности, как из тротуарной плитки, но зато служить будет очень долго.

С недавних пор появился еще один конкурент тротуарной плитки и природных камней – клинкерная брусчатка. Это не что иное, как обычная керамика, но усиленная спецтехнологией и спецдобавками. Для мощения дороги подходят изделия толщиной 6 см.

Клинкер подобного назначения производится в основном зарубежными фирмами. Лучшим считается немецкий.

17.05.2011
Автор текста: М. Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.

Карта сайта|Контакты|Политика конфиденциальности