Расширенный поиск
Рекомендуем

 

 

Главная  /  Каталог статей  /  Отопление и газоснабжение

Пеллеты: российская перспектива

Столь популярные сегодня в Европе пеллеты, понемногу стали завоевывать и отечественные симпатии, тем более что они в большом количестве производятся в России. Вдали от магистрального газа этот относительно новый вид твердого топлива уверенно выдерживает конкуренцию с углем и жидким топливом.

Объемы производства пеллетов в России намного превышают внутренний спрос на них. Однако этот вид топлива в большом количестве экспортируется за границу, а на внутреннем рынке остается не более 30%. Из-за проводимой сегодня в Европе экологической политики биотопливо там пользуется огромным спросом. Европейцы платят твердой валютой и закупают заказанные объемы, поэтому отечественные предприятия по производству пеллетов в основном концентрируются вокруг крупных торговых портов Северо-Западного региона. Там же находится основная сырьевая база – 60% лесов европейской части России. Такие предприятия работают в Выборге, Нижнем Новгороде, Архангельске.

В восточных регионах производство пеллет на экспорт не так выгодно, т.к. транспортные расходы делают продукцию менее конкурентоспособной. В то же время рассчитывать только на местные рынки из-за недостаточной популярности твердотопливных котельных пока еще рано. Тем не менее эксперты говорят о будущих перспективах пеллет на отечественном рынке. И сегодня этому уже есть подтверждение: российских потребителей с каждым годом становится все больше.

Формирование пеллетНа сегодняшний день пеллеты производят 140 предприятий на территории России. Найти доступное гранулированное топливо теперь можно практически в каждом регионе страны. А ведь в недалеком прошлом именно отдаленность пеллетных производств тормозила процесс популяризации этого топлива.

Но теперь, как и раньше, в первую очередь пеллетами интересуются районы, где имеются трудности с магистральным газом. Однако полная стоимость этого топлива, в конечном счете, зависит от стоимости доставки. Цена на пеллеты от завода, как правило, не включает в себя доставку, и этот факт нужно обязательно учитывать при расчете рентабельности. Стоимость перевозки одной тонны пеллет в среднем 1 руб/км. Специалисты рекомендуют закупать биотопливо не у посредников, даже если они имеются в регионе, а на предприятии. Во-первых, это дешевле, во-вторых, сами пеллеты при однократной перевозке сохранят лучшее качество, чем, если их будут «тревожить» несколько раз, нарушая при этом влажностный режим хранения.

В Европе для перевозки пеллет используют специальные машины, которых у нас пока еще нет. Но в любом случае пеллеты перевозятся только в крытом транспорте, т.к. если они намокнут, то даже могут стать непригодными для сжигания.

Как правило, производитель упаковывает пеллеты в полиэтиленовые или бумажные мешки по 10, 15, 20, 25 кг и т.н. бик-бэги от 600 до 1000 кг. С точки зрения практичности наиболее удобно покупать пеллеты в пластиковых мешках по 15-20 кг. Для древесных гранул, легко впитывающих влагу воздуха, очень важна герметичность упаковки. Для частного потребителя слишком большая упаковка может стать проблемой при разгрузке машины и переносе топлива в бункер. Разгрузка производится либо самим заказчиком, либо за его счет, соответственно сразу думаем о весе мешков, т.к. их счет идет на сотни. В Московской области грузовик 5-тонник в пределах 100 км будет стоить порядка 6000 рублей.

Твердое топливо без истопника

Одно из главных преимуществ пеллет перед всем иным твердым топливом – возможность автоматизации процесса подачи непосредственно в топку. Так, имея внешний бункер большого объема, можно надолго позабыть о необходимости «подсыпать дровишек». Котел мощностью 20 кВт потребляет до 100 кг пеллет в сутки, в среднем в отопительный сезон порядка 50-60 кг/сут..

Котел на пеллетах и топливный бункерПеллеты доставляются в топку из внешнего бункера по пластиковой трубе, длина которой, кстати, ограничена, в отличие от объемов хранилища. Если труба длиннее 10 м, то пеллеты начинают дробиться и попадают в топку уже в раздробленном виде и с большим количеством мелких фракций.

Наиболее распространенный способ транспортировки пеллет – шнековый. В канале вращается винт, изобретенный еще Архимедом, наподобие того, что в мясорубке. Другой способ – пневматический, однако он требует довольно мощного воздушного компрессора. Зато пневматический способ транспортировки позволяет использовать трубы длиной до 80 м.

Оптимальный объем внешнего топливного бункера для коттеджа – 5 м³. Такая вместимость позволит твердотопливному котлу работать в автоматическом режиме целый месяц. Заблаговременно бункер заполняется и автоматическая работа котла продлевается еще на столько же, и т.д. Одна тонна пеллет занимает объем около 2 м³; соответственно в 5-кубовом бункере помещается 2,5 т гранулированного топлива. Нетрудно подсчитать, что даже при максимальном расходе в 100 кг/сут топлива в бункере хватит на 25 дней. Но поскольку на максимуме котлы, как правило, долго не работают, то пеллет хватает больше чем на месяц. Внешний бункер располагают таким образом, чтобы грузовая машина могла заправить его с улицы.Твердотопливный котел на 10 кВт

Качество пеллетного топлива бывает разным, поэтому нужно прежде, чем засыпать в бункер новую партию, испробовать пеллеты в топке, иначе придется вручную извлекать из хранилища тонны некачественных гранул.

Отходы производства тепла

После сжигания твердого топлива, в т.ч. и пеллет, образуется зола и шлак. Одна тонна пеллет дает всего от 5-15 кг золы, но и ее нужно извлекать из зольного ящика. Делается это приблизительно дважды в месяц. Зола может быть использована как удобрение. Но кроме золы, после сгорания пеллет остается еще и какое-то количество шлака, представляющего собой остатки грунта и песка, попадающих в гранулы при производстве гранул. Спекаясь, эти частицы, накапливаются в горелке и могут приводить ее аварийному отключению.

Разные по качеству пеллеты отличаются количеством образования золы и шлака. Зольность гранул должна быть указана в сертификате, но у нас лучше проверять этот показатель опытным путем, сжигая некоторое количество топлива и измеряя количество образовавшихся продуктов. Качественные пеллеты отличаются даже внешне – они имеют гладкую поверхность без трещин. Чем гранулы тверже, тем они крепче, а значит, меньше будут осыпаться по дороге в топку. При этом диаметр гранул особой роли не играет. Отечественные производители выпускают 8-миллиметровые гранулы, а импортные меньше – 6 мм. Но автоматика котла настроена на оптимальную работу с конкретным диаметром пеллет, и это нужно учитывать.

Пеллетный котел с факельной горелкойЦвет гранул тоже никак не сказывается на их качестве, хотя многие источники говорят об обратном. По цвету и запаху можно определить только породу древесины, из которой изготовлены пеллеты, но это не показатель наличия песка из земли, производным которых являются вредные шлаки.

Сжигание биотоплива

Теоретически котельная на пеллетах может работать в режими нон-стоп на протяжении нескольких месяцев, если не будет перебоев с топливом. В самом котле главной составляющей является пеллетная горелка. Существует два вида горелок: объемные и факельные. Они различаются как принципом работы, так и КПД. Объемные горелки имеют наибольший КПД – до 95%. Они представляют собой металлическую коробку с перфорированными стенками, через отверстия которых нагнетается необходимый для горения воздух. Горелки этого типа производят такие фирмы, как BUDERUS,VIESSMANN, ENERGIEТECHNIK (Германия) , THERMIA (Швеция), GRANDEG (Латвия ) , BENEKOV (Чехия), КWВ (Австрия).

Факельные горелки несколько уступают предыдущим по КПД. Этот показатель у них не превышает 90%. Сжигание пеллет в данном случае происходит прямо в воздушном потоке. Факельные горелки выпускают GILLES (Австрия) , BUDERUS (Германия) и другие фирмы. Горелки могут быть оборудованы системой автоматического розжига.

Первичная настройка пеллетного котла осуществляется путем регулировки скорости вращения шнека, подающего гранулы, и оборотов воздушного вентилятора. Желательно, чтобы инструкция пользователя котла была на русском языке. Цифровой блок управления при изменении мощности котла самостоятельно увеличит или уменьшит количество поступающих пеллет и воздуха.

Наиболее слабым местом автоматической системы является подача пеллет из бункера в топку. При аварийной остановке шнека, а также в случае недостатка подаваемого воздуха, может возникнуть обратный огонь – ситуация, при которой пламя распространяется против направления подачи, в результате чего начинают гореть пеллеты, находящиеся в трубе, а в худшем случае огонь доходит до самого бункера. Чтобы не допустить условия обратного огня, необходимо использовать интеллектуальный блок управления и источник бесперебойного питания.Пеллетный котел с бункером

Экономическая целесообразность пеллетных котлов

Котлы, работающие на пеллетах, стоят дороже обычных твердотопливных котлов. И это не удивительно, ведь они предназначены для автономной работы в автоматическом режиме. Владелец пеллетного котла получает возможность использовать относительно дешевое и экологически безопасное топливо, полностью положившись на управляющую электронику. Комфорт эксплуатации такого котла практически такой же, как и у газового, ели не считать моменты загрузки бункера и нечастую очистку зольника.

Стоимость котла для сжигания пеллет мощностью 20-28 кВт в зависимости от производителя лежит в пределах 160-200 тыс. рублей. Для каждого дома нужно выполнять отдельный расчет рентабельности пеллетного котла, поскольку многое зависит от используемой строительной технологии, утепления, площади и т.д. Для отопления коттеджа площадью 200 м² потребуется около 100 кг гранул в сутки. 1 кг пеллет стоит 5 руб., соответственно в суточные расходы данного коттеджа составят 500 руб. Это 15 тыс. руб. в месяц и 35 тыс. руб. в сезон (70 дней). Данная сумма может быть немного меньше, если оптимизировать теплозатраты, путем избирательного отопления и назначения температурных режимов.

Итак, по прошествии пяти лет, когда у нас только начинали говорить о пеллетах, производство их существенно расширило свою географию и продолжает расширяться. Это говорит о значительных перспективах данного вида топлива, но главное – уже сегодня устранено основное препятствие – отсутствие производственной базы пеллет во многих регионах страны.

04.07.2012
Автор текста: М. Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.

Карта сайта|Контакты|Политика конфиденциальности