Расширенный поиск
Рекомендуем

 

 

Главная  /  Каталог статей  /  Предметы интерьера  /  Мебель

Мебельные стили: романский и готика

О мебельных стилях часто говорят, как о малой архитектуре, подразумевая неразрывную связь с архитектурными стилями. Всего таких стилей не больше десятка, поэтому путаницы здесь быть не должно. Однако ведущие различных тематических телепередач, авторы Интернет-статей об интерьерном дизайне нередко допускают грубейшие «стилистические ошибки». Попробуем навести порядок. Познакомимся с историей романского и готического стиля в архитектуре и мебели.

Начнем с основ. Само слово «мебель» происходит от латинского «mobilis» (подвижный). Что же общего у подвижности и мебели? Дело в том, что в период обозначения данной терминологии, под мебелью подразумевалось движимое имущество, в частности предметы меблировки, которые могли стоить довольно дорого. Любопытно, что развитие мебели происходило пропорционально развитию человеческой цивилизации. Чем более продвинутым становилось общество, тем более технологически сложной была мебель (не имея в виду форм). В примитивных обществах, например, у современных диких племен, мебель такая же простая, как и у первобытных людей. Если же посмотреть на историю развития европейской мебели, то она на каждом периоде будет отражать историко-культурные процессы, географические открытия и, свойственный этому времени технический прогресс. Именно в Европе родились основные мировые стили, т.е. те, которым свойственны черты в материалах, конструкциях и декоре, прослеживающиеся в значительной массе мебельных изделий, получивших широкое распространение.Архитектура в романском стиле

Романский стиль

Для европейской мебели романский стиль является прастилем – нечто наподобие латыни для языков Старого света. Безусловно – мебельные традиции зародились в Европе, откуда распространились по всему миру. Романский стиль сформировался между 800 г н.э. и периодом заката Римской империи. Он нашел отражение, прежде всего, в церковной архитектуре, в последствии воплотившись в переработке римских памятников, относящихся к византийскому культурному периоду. Большое влияние романский стиль оказал на церковную архитектуру южной Франции, а также на культуру англосаксов и скандинавов. Романский стиль формировался параллельно распространению христианского вероучения, породившего собственное культовое направление в искусстве.

Средневековая европейская архитектура представлена в первую очередь храмами, напоминающими фортификационные сооружения. И это не случайно, поскольку в те времена христианам приходилось держать оборону. В условиях осады внутреннее убранство и комфорт отходили на второй план. Мебель в основном была представлена только самым необходимым – столами, лавками и тем, во что можно было быстро собрать добро и эвакуировать, – сундуками, зачастую служившими и шкафом, и кроватью и столом. Были и выдолбленные из массива сундуки, которые даже при желании было тяжело сдвинуть с места. Они использовались как сейфы для хранения домашнего добра.

Сундук в романском стилеВ относительно мирные периоды из среды плотников выделяются наиболее одаренные искусные мастера, которых приглашают на работу в богатые монастыри. Там появляются первые образцы мебели с декоративной отделкой.

В жилище средневекового феодала, представляющем собой крепость «дон-жон», можно было видеть массу грубых необработанных поверхностей, которые отнюдь не добавляли уюта. Комнаты отапливались каминами, которые приходилось постоянно топить. Иногда стены обшивались деревом, а на пол был выложен каменной плиткой. И только изысканная и дорогая мебель могла добавить статуса этим мрачным пенатам.

В домах горожан того времени мебель, если и встречалась, то в чисто утилитарном исполнении. Самым универсальным предметом являлся все тот же сундук с надежными ручками, что свидетельствует о том, что он использовался и в качестве гигантского дорожного чемодана. Идея была проста – в случае пожара, катаклизма или нападения недоброжелательных соседей можно было сложить все добро в сундук и вывезти на телеге. Именно по этому такие сундуки встречались, прежде всего, в домах зажиточных горожан, которые могли позволить себе держать лошадей или ослов.Типичный романский интерьер

Любопытно, что все сундуки устанавливались на ножки. Однако делалось это не для красоты и не затем, чтобы мыть пол под сундуком, а затем, чтобы до него не могли добраться мыши и крысы, в изобилии населявшие средневековые города.

Развернуть сундук дверцей вбок впервые догадались тоже в Европе. Так появились первые шкафы. По сути, это были те же сундуки, только окованные полосками железа для прочности. Изделия эти были довольно грубыми, в буквальном смысле топорными. Пилить стволы тогда еще не умели, поэтому раскалывали их на плахи, которые потом тесались начерно. Полученные доски скрепляли между собой различными коваными скрепами и накладками. Вся прочая фурнитура тоже была кованой. Стоит отметить, что обработка металла в отличие от деревообработки находилась на довольно высоком технологическом уровне. Зачастую металлические элементы мебели поражают изобретательностью и сложностью исполнения, контрастируя с грубыми деревянными массивами, словно пришедшие из другой эпохи. Огрехи столяров нередко устранялись при помощи меловой шпаклевки, наклеенной ткани и прочих ухищрений.

Традиционный романский стулСредневековый стол представлял собой столешницу из колотых плах на козлах. Чаще всего он был разборным и собирался только на время обеда или для работы. В церквях традиционно устанавливались алтарные столы, вытесанные из камня.

Кровати тех времен отличались большей утонченностью. Зачастую широкие топчаны имели раму для натягивания балдахина, которая состояла из точеных деревянных стоек и перекладин. При этом сама постель огораживалась невысокой решеткой.

В сидениях прослеживается иерархия. В основном сидели на скамьях, а отдельное кресло или стул обычно предназначался главе семейства или почетному гостю. Если вдруг дом посещал вельможа, а ему не нашлось отдельного сидения, то горе этому дому. К креслу и стулу полагалась подставка для ног, поскольку его ножки были довольно высокими, вероятно, чтобы подчеркнуть статус восседающего.

В начале второго тысячелетия в украшениях мебели появляются токарные изделия. В это же время на сундуках и шкафах можно видеть неглубокий резной орнамент. Украшением мебели также становятся ровные ряды вбитых гвоздей в сочетании с росписью.

Готический стиль

Возникновение готики совпадает с периодом расслоения городского населения в феодальную эпоху, в результате которого выделился класс аристократии, церковнослужителей и третьего сословия – свободных зажиточных горожан, живущих торговлей или ремеслом. Основным стремлением самого многочисленного третьего сословия являлось следование стилю жизни аристократии. Купцы и промышленники старались обзавестись красивым жильем, уставленным богатой мебелью. Они стали основными потребителями мебели нового стиля, зародившегося на рубеже 12-13-го столетия на северо-западе Франции. Первые готические соборы с характерными высокими остроконечными башнями были построены в Шартре и Бурже. Но название этого стиля появилось намного позже, в эпоху Ренессанса.Кресло с откидным сидением в готическом стиле

Собственно готы к названию данного стиля прямого отношения не имеют. Готы – это полудикие германские племена, которые во II в н.э. пришли из Скандинавии через территории современной Польши, и опустошили страны северного средиземноморья. В эпоху Ренессанса, когда и появилось название «готика», этим термином старались подчеркнуть псевдодикость готического стиля, в противоположность изысканным и утонченным античным и романским стилям. Но в Германию готика дошла только к XIIV столетию, а расцвета достигла спустя полтора столетия.

Готическая церковная архитектура оказывает мощнейшее влияние на формообразование деталей мебели. Популярные готические стулья и кресла будут производиться вплоть до прихода модерна. Их характерные черты – высокие стрельчатые спинки и высокие подлокотники.

Украшение готической мебелиВ первой трети XIV века в Европе изобретают лесопильный станок, позволяющий получить тонкие доски с гладкими и правильными плоскостями. Это технологическое новшество позволило делать мебель с рамно-филенчатыми элементами и создавать на филенках резной орнамент. Основные орнаментальные находки в полной мере были опробованы на церковном кресле. Это и ажурный рисунок (масверк), и переплетение лент, т.н. «льняные складки» (картуши), имитация кожи с закрученными краями, резьба низкого рельефа (лоза, медальоны).Современный стул в готическом стиле

Мягкая обивка на мебели появилась позже, а пока для удобства сидения использовали подушки. Сегодня настульные подушки часто используются современными дизайнерами, например, компании IKEA.

Рисунок орнаментальной резьбы на готической мебели зачастую ассиметричен, причем даже левые и правые ножки стульев и кресел на отдельных предметах встречаются с разным рисунком. Готические кресла всегда были неудобными из-за отсутствия наклона спинки, однако она символизировала монументальность готических соборов, башни которых были направлены строго вверх. Зато такие кресла часто имели откидное сидение, под которым можно было хранить вещи, а для спальни предназначалось специальное кресло, выполняющее функцию унитаза.

В период распространения готики вводится новый вид мебели – низкие шкафы для посуды, называемые креденцы. Они имели красивые распашные дверцы. Версии с открытыми фасадами называются дерссуары. Эти шкафы предназначались для хранения и демонстрации дорогой посуды. Впервые появляются письменные столы с множеством ящичков для принадлежностей.

Готический витринный шкафДля готической мебели свойственна символика. В прорезных и мелкорезных орнаментах можно видеть церковную символику, а также солярный круг (нечто вроде свастики из запятых) – наследие языческих религий.

Кровати готической эпохи оснащаются балдахинами или полубалдахинами. Назначение балдахина в те времена – сугубо утилитарное. Поскольку спальни не отапливались, при помощи балдахина устраивался некий температурный кокон, внутри которого было теплее спать. Кровати без балдахинов являлись атрибутом спален знати, где истопники всю ночь поддерживали огонь в топке камина.

У готической мебели отмечено несколько территориальных разновидностей. На севере Европы использовалась древесина дуба, а южнее – все больше сосна. Испанская и Итальянская готика узнается по обилию растительных орнаментов. В архитектуре различают раннюю готику (лучистую) и позднюю (пламенеющую). Лучистой готике свойственно обилие витражей с цветными лучами, а для поздней – арки и фронтоны с формой языков пламени. Мебель позднего готического периода отличалась хрупкостью, поскольку была щедро украшена прорезными рисунками на манер алтарных преград.

31.07.2013
Автор текста: М. Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.

Карта сайта|Контакты|Политика конфиденциальности