Расширенный поиск
Рекомендуем

 

 

Главная  /  Каталог статей  /  Предметы интерьера  /  Мебель

Секретер и бюро – от антиквариата до "новоделов"

Новое поколение людей предпочитает пользоваться мебелью современных форм. Однако и старинную мебель мы любим и ценим, так как она является подлинным документом своего времени, и может многое рассказать о каждом периоде истории развития культуры. Так, слова «секретер», «бюро» мгновенно погружают нас в эпоху зарождения архитектурных и мебельных стилей, в творческий процесс художественного формирования материальной среды, окружающей человека.

Многие творческие личности любят создавать в своих кабинетах атмосферу изысканности и высокого эстетизма, включая в их интерьер антикварную мебель. Особенно ту, за которой можно работать и где удобно хранить рукописи, документы или особо ценные книги. Надо сразу оговориться, что такой мебели осталось весьма немного. Мало того, что она со временем изнашивается, и ее приходилось заменять новой, так страдала мебель еще и от бурных страстей: ее ломали, жгли, выбрасывали из окон, использовали для баррикад.

По общепризнанным европейским стандартам, стильной, а, значит, и художественно ценной считается только оригинальная мебель, созданная до 1850 года, или ее подлинные копии, выполненные позднее. Существует множество предметов поддельной стильной мебели, не имеющих статуса антиквариата. И если вы захотите стать владельцем поправившегося вам старинного бюро или секретера, лучше прибегните к услугам эксперта, иначе вы рискуете стать обладателем «стула», из которого уже выпотрошили бреллианты…

Из истории секретеров и бюро

Бюро Людовика XVПервоначальные формы секретеров разрабатываются почти одновременно в Италии, Франции и Германии в времена барокко (конец XVII – начало XVIII веков). Особенно преуспели в этом направлении ведущие центры мебельного производства, сосредоточенные на юге Германии (Майнц, Вюрцбург, Аугсбург). Что же касается высокого секретера, то от является продуктом рациональной, практичной комбинации комода, письменного стола и кабинета. И эта «комбинированная мебель» появилась уже в эпоху рококо, когда в высшем обществе распространился обычай обмениваться сентиментальными письмами и писать мемуары. А поскольку к подобным занятиям больше тяготели женщины, то для них и был создан сей предмет, в котором можно было хранить эпистолярную продукцию в потайных ящичках. Ведь в ту эпоху женщины не имели своей отдельной комнаты! Да что говорить о тех временах, кода уже гораздо позже знаменитая английская писательница Вирджиния Вульф призналась: «В редчайших случаях женщина могла добиться такой дозы самостоятельности, чтобы располагать собственной комнатой».

Секретер внешне похож на шкаф. Чтобы получить поверхность для письма, достаточно опустить на шарнирах переднюю стенку верхней секции. Нижняя часть представляет собой набор ящичков, запирающихся различными хитроумными способами. Изобретателем его считается немец по происхождению Жан Францса Обен, живший во Франции.

Бюро и секретер били популярны до середины XIX века. Их функциональную нишу заняли письменные столы, развивавшиеся параллельно с ними на протяжении полутора столетий.

Культовая мебель

Секретер королевы АнныБезусловно, без таких изящных и многофункциональных представителей мебели, как бюро и секретер, не могли обойтись ни «великие мира сего», ни бедные поэты, ставшие впоследствии не менее великими. В музеях хранятся лишь редкие экземпляры из того неисчислимого деревянного «братства», которое верой и правдой служило своим хозяевам. А те, в свою очередь, настолько привязывались к ним, что иногда тривиальные отношения «мебель-человек» переходили уже через некую черту реальности.

Во всяком случае, маленькое шаткое бюро стало для Виктора Гюго почти соучастником творческого процесса, и он категорически возражал против его замены. Поистине остается тайной, как многолюдный и бурный мир «Отверженных» и «Собора Парижской Богоматери» не расплющил эту игрушку и как сам автор-гигант не разнес ее в щепы.

Во время постоянных переездов с места на место (часто не по своей воле!) польского поэта Адама Мицкевича всегда сопровождал раскладной дорожный секретер, служивший ему и письменным столом, и «сейфом», и даже «часовней» для молитв – за «воротами прибора скрывался миниатюрный храм. Поверхность секретера отделана черным сандаловым деревом и инкрустирована перламутром, мрамором и позолоченной бронзой; находится в Ракове (Польша, частная коллекция). Кстати, поначалу мастеров-мебельщиков называли чернодеревщиками, красное дерево – махагон – начали применять только с 20-ых годов XVIII века.

Настоящим шедевром мебельного искусства является знаменитое бюро с цилиндрической крышкой, принадлежавшее королю Франции Людовику XV (1720-1765) и хранящийся ныне в музее Ниссима де Камандо (Париж). Его автором был Ж. Ф. Обен, виднейший мастер заключительного этапа барокко-рококо, но увидеть главный проект своей жизни во всей красе ему так и не довелось: бюро доводил до задуманного совершенства его помощник Жан Анри Ризенер, выходец из Германии, который возглавил мастерскую Обена после его кончины. По легенде, король выкупил это бюро за миллион франков. И такая стоимость была продиктована, очевидно, не столько богатой отделкой серебром и золотом, сколько филигранной работой и системой потайных замков, открывающихся в определенной последовательности. По свидетельству современников, Людвиг XV очень гордился своим приобретением.

Надо думать, Наполеон тоже высоко ценил «услуги» своего дорожного раскладного секретера, раз признавал его важную роль в достижении полководческих замыслов.Классическое бюро

Стало достоянием истории и бюро «Бадминтон», названное в честь поместья герцогов Бофорских. Около тридцати флорентийских мастеров трудились над ним с 1726 по 1732 год. В то время Флоренция славилась искусной инкрустацией мебели декоративными камнями. Поэтому кроме позолоченного герба Бофоров бюро было украшено отделкой из аметиста, лазурита, зеленой и красной сицилийской яшмы, а также халцедоновой львиной маской. Неизвестно, сколько заплатило семейство Бофоров за сей «эксклюзив», но в 2006 году на аукционе Кристи его приобрел Ганс-Андам, князь Лихтенштейна, за 36,8 миллиона долларов и подарил музею Лихтенштейна в Вене.

На том же аукционе было выставлено на торги и бюро Чарльза Диккенса (начальная цена лота – 50 тысяч фунтов стерлингов).

А вот «бюро с Аполлоном», не менее знаменитое и принадлежащее Екатерине II, находится пока в Эрмитаже. Известная любительница эпистолярного жанра, конечно же, не могла обойтись без хорошего письменного «прибора». Бюро ей изготовили в мастерской ведущего немецкого мастера-мебельшика Давида Рентгена (1743-1807), которую он унаследовал от отца, Абрахама Рентгена. Давид работал в Нейвиде (Германия), и в его мастерской было занято более ста столяров, резчиков, бронзовщиков и техникой. Он поставлял мебель многим европейским дворам. Изящество форм и тонкостью набора маркетри изделия Рентгена иногда превосходили работы Ризенера и других крупных парижских мебельщиков. Особенно славились его монументальные бюро с цилиндрической крышкой. Одно из них от и привез в 1784 году в Петербург, чтобы лично презентовать механику своего изделия: одна позволяла открывать створки и пюпитры, менять кабинетики и даже заводить музыку, записанную на валах. Бюро исполнено уже в стиле классицизма, к которому перешел зрелый мастер после увлечения формами рококо.Современная копия секретера королевы Анны

Мебельный «ренессанс» сегодня

Нынешняя мода на роскошные интерьеры побудила производителей мебели взяться за изготовление разнообразных репликантов, дублирующих стильные образы старинной мебели.

Так, ARTHUR BRETT предлагает копию секретера (серия Bookcases) эпохи Георга II (1727-1760): красное дерево, интарсия узорным шпоном, ручная работа. Резные ручки, украшения фронтона и карнизов выполнены в стиле рококо. Три выдвижных ящика, откидная панель для письма с внутренней стороны обтянута кожей, как и в оригинале.

Невысокое бюро от IAIN JAMES (серия Traditional) изготовлено в стиле Уильяма и Мэри (1689-1702): выдвижные ящики разной глубины, фигурные точеные ножки, соединенные внизу плавно изогнутыми проножками. Этот стиль – переходный от позднего Возраждения к барокко. В Англии его обычно рассматривают как самостоятельный стиль, однако это скорее всего один из коротких этапов раннего барокко.

Поскольку американцы так и не создали в мебели своего стиля («колониального стиля» как такового не было а существовал лишь колониальные разновидности европейских, главным образом английских мебельных стилей), то сейчас они берут за образцы близкие по духу английские прототипы. Например, секретер от МAITLAND-SMITH соответствует изделиям времен королевы Анны (1702-1714), стиль барокко. Мебели этого периода присущи простота, мягкость линий, чистота форм, конструктивная точность построения.

Указанный репликант в нижней части оборудован выдвижными ящиками, средняя секция имеет откидную створку для письма, а еще выше расположена секция с двумя распашными створками, за которыми – пространство для хранения. Декор выдержан в китайском стиле, что было характерно для эпохи королевы Анны. Компания BAKER (США) пошла еще дальше – изготовила бюро Queen Anne Bureau Cabinet (коллекция Stately Homes), являющееся точной копией модели из покоев самой королевы! Может быть, компанию вдохновил на это декор изделия – герб с короной.

Секретер в английском стилеФранцузская компания GRANGE продолжала любителям старины серию Memoire, которая представляет собой копии бюро и секретеров, некогда принадлежащих знаменитым людям. Например, копию бюро, за которым работал Поль Сезанн.

Не отстают от соседей и итальянцы. SELVA в своей коллекции Epoca Mirebeau, презентовала бюро в стиле ампир – очень вместительную и элегантную вещь, а в другом проекте – секретер а ля Луи Филипп. В том же духе выполнен и секретер Luigi Filippo от MORELATO, в котором сохранено не только внешние данные прототипа, но и работают и все хитроумные механизмы по открыванию и запиранию ящичков. Фирма PAR-LAMI в коллекции Sibilla включила и свое изделие из эпохи Луи Филиппа – скеретер, точную копию антикварной модели. Но, конечно же, наряднее всех смотрится великолепное бюро от SELVA, покрытое белым лаком, – роскошное предложение для дам. Кстати, технология лакирования довольно сложна, а родиной лаковой мебели является Китай. Вся европейская стильная лаковая мебель делалась по образцу непревзойденности китайской лаковой техники.Современный корпусный секретер

«Подвиг» итальянцев повторила голландская фирма LIGNE ROSET, создав по старинному оригиналу секретер Hyаnnis Port в белом глянцевом лаке – тоже, очевидно, в расчете на женские «будуары»…

В заключение хотелось бы сказать, что возвращение в прошлое, ели оно продиктовано искренним желанием понять жизнь наших предшественников и оценить красоту, созданную их руками – это процесс и нравственно, и эстетически оправданный.

И его не остановить. Остается только надеяться, что всем нам – и производителям, и потребителям – не изменит хороший вкус, и мы не скатимся в духовное убожество и безнадежный снобизм.

25.05.2011
Автор текста: М. Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.

Карта сайта|Контакты|Политика конфиденциальности