Расширенный поиск
Рекомендуем

 

 

Главная  /  Каталог статей  /  Стекло, поликарбонат, зеркала

Витражный акцент

За историю своего существования витражи переживали периоды чрезвычайной популярности и полного забвения. Сегодня интерес к ним многократно возрос и, похоже, надолго. Витражи стали изюминкой и престижным атрибутом интерьеров и экстерьеров частных домов.

Слово «витраж» происходит от французского «vitre» – оконное стекло. Во все времена витражи были стилистически связаны с популярными в их время течениями в живописи. Современные витражи тяготеют к модерну. В начале ХХ века сподвижники ар нуво заинтересовались «пламенеющей готикой» средневековых соборов.

В частном интерьере витражи не только выполняют декоративную функцию, но и весьма удачно маскируют неприглядный вид из окна, если такой имеет место. У витражей поистине широчайшие возможности. Они способны создавать пространство внутри пространства, если сделать их в виде перегородки. Витражи не ограничиваются одними вертикальными плоскостями. Цветным стеклянным куполом можно заменить глухой потолок, отделать арки. Витражи способны задавать тон всей архитектуре, привнося в нее эмоциональность и монументальное величие.витраж на потолке

Элементы витражей часто используют для украшения плафонов светильников, мебельных фасадов, зеркал, каминных экранов. Они служат превосходным способом тематической связи разных помещений в общем художественном контексте.

Витражные техники

Витраж представляет собой композицию, выполненную из цветных стекол. В классической технике эти стекла скрепляются при помощи протяжки – специального металлического профиля. В витражах чаще всего используется стекло, окрашенное специальными красками и обожженное, толщиной 4 мм. При необходимости может быть использовано стекло толщиной до 10 мм, – скрепляющая способность протяжки вполне позволяет это.

Старые мастера использовали свинцовые протяжки. Мягкий металл легко огибал и фиксировал стекла, а его темный цвет создавал контрастные окантовки стеклянных элементов, – от этого и произошел аутентичный витражный стиль. Сегодня в основном работают с латунными, бронзовыми, медными и мельхиоровыми протяжками. Это в первую очередь обусловлено техническими соображениями.

Классическая техника легла в основу силуэтных, или контурных витражей, которые выполняются из стеклянных дисков (цветных или бесцветных), уложенных рядами в геометрические композиции. Промежутки между дисками заполняются стеклами другой формы, а все конструкция скрепляется свинцовой протяжкой.

Не обязательно в витражах используется только гладкое стекло. Это также может быть и стекло с узорчатой поверхностью. Разноцветные стекла служат материалом для создания мозаичных витражей, которые воссоздают как живописные композиции, так и самые различные орнаменты. Витражный мастер при создании витража учитывает множество факторов, касающихся цветовых решений, поскольку яркость цвета стекла определяется не только его фактическим тоном, но и интенсивностью проникающего сквозь него света. Все это требует от мастера большого опыта и огромного мастерства.

фацетный витражОдин из способов создания живописных витражей подразумевает использование техники «грайзель» – монохромная декоративная живопись, придающая изображению рельефность. Для росписи стекол примнется белый как фоновый, а коричневый, черный или серый – как контрастный цвет.

Фацетные витражи изготавливаются из толстых стекол со снятыми фасками, усиливающими эффект преломления. Соответственно вес таких витражей больше, чем у обычных, и они собраны на более прочной медной или латунной оправе. Данные оправы трудно гнутся и этим сильно усложняют работу мастера в фацетной технике. Кроме того, мастер сталкивается с такой проблемой, как снятие фацета с криволинейных каемок стекла. Чтобы края таких элементов выглядели аккуратно, от мастера требуется железное терпение и точнейший глазомер.

В качестве украшений витражей используются, т. н. кабошоны – пуговичные вставки, по виду напоминающие каплю воды на поверхности стекла.

Сегодня помимо чистых техник также встречаются и смешанные, довольно интересные своими нестандартными решениями и сочетаниями различных оптических эффектов.

Альтернативные витражи

Классический витраж при всех своих достоинствах имеет и ряд недостатков, которые не ограничивают сферу его использования. Это и хлипкая конструкция, и строго определенное количество малых элементов; вдобавок, металлическая протяжка не позволяет создавать идеальные окружности и длинные прямые отрезки.витраж тиффани

Поиски технологий, которые позволили бы улучшить витраж, привели двух знаменитых художников декораторов Тиффани и Ла Фаржа к изобретению особого витражного стекла «фавриль». Это стекло отличалось богатым разнообразием цветов и фактур. Позже Луис Комфорт Тиффани предложил новый способ пайки витражей, который в последствии стал носить его имя.

Техника Тиффани заключается в обертывании каждого кусочка стекла по периметру медной фольгой, после чего отдельные элементы спаиваются между собой, причем под любым углом, чего нельзя было достичь, используя свинцовую протяжку.

Сегодня витражи Тиффани стали классикой витражного искусства. Родоначальник одноименной техники первым стал использовать витражи для оформления плафонов электрических ламп. В наши дни эта техника ценится выше всех остальных. Первенство среди современных витражей «тиффани» держат изделия, произведенные в США.

пескоструйный витражСовершенно иная технология, которая также используется при создании витражей, – травление. Она основана на разъедающем стекло действии плавиковой кислоты, которая взаимодействует с основным компонентом минерального стекла – диоксидом кремния. Рисунок на стекло наносят при помощи трафарета, получая таки образом «морозный узор».

Нетипичный для классического витражного искусства, однако, интересный вид декорирования стекла, предусматривает нанесение рисунка пескоструйным аппаратом. В результате на матовой или гладкой поверхности стекла образуются рельефные многоуровневые изображения, которые затем заливаются стеклоэмалью. Если такой витраж подсветить с торца стекла, то рисунок становится похожим на самосветящуюся голограмму. Пескоструйные витражи, как правило, используют в интерьерах, где цветовые акценты уже представлены другими декорациями.

Фьюзинг – способ изготовления цельных витражных стекол методом спекания отдельных кусочков цветного стекла в печи при температуре 850°С. Сегодня это наиболее динамично развивающаяся техника витражного искусства. Фьюзинговые витражи неповторимы и поражают своей изысканностью и красотой. Их фактура содержит объем и богатую цветовую палитру. Огромное количество оттенков и полутонов рождается в процессе спекания разных по цвету измельченных стекол, которые вместе с отдельными элементами составляют композицию, отправляемую затем печь.фьюзинговый витраж

Применение фьюзинга очень широко. Стекла, созданные по данной технологии используют для украшения зеркал, плафонов, ваз, декоративной посуды, столешниц и даже раковин, которые выполнены методом моллирования (формования стекла).

Фьюзиговые витражи сочетают с золочением и платиринованием. Некоторые фирмы предлагают комбинации фьюзинга и «тиффани».

Кастинг – еще одна интересная техника. Кастинговые витражи еще называют муранскими. Их отливают из цветного стекла в заранее изготовленные формы с последующим покрытием витража прозрачным стеклом.

Витражные «обманки»

На фоне дорогостоящих и трудоемких истинных витражных техник не могли не возникнуть имитации. Не смотря на то, что все имитации, так или иначе, уступают оригинальным техникам, некоторые из них могут заинтересовать оформителей и заказчиков. Учитывая невысокую цену а-ля витражей, некоторые из них вполне достойны занять место в современном интерьере.

пленочный витражВитражные имитации чаще всего стремятся повторить технику «тиффани». Одна из технологий подразумевает наклейку на стекло специальных пленок из лавсана. Витражи, собранные на листе стекла также называют накладными. Другая техника заключается в выкладывании мозаики из цветных, гладких или рифленых стекол, с последующим их скреплением черным силиконом. На вид такой витраж при качественном исполнении сильно напоминает классический, однако изготавливается довольно быстро и без значительных материальных и трудовых затрат.

Подобные изделия, естественно, уступают оригиналам и по глубине цвета, и по красоте в целом, но в то же время обладают и некоторыми преимуществами. Кроме относительно низкой стоимости, накладные витражи хороши еще и тем, что позволяют использовать их в подвижных конструкциях (двери, ширмы), а также встраивать их в стеклопакет, без уменьшения его теплопроводных параметров.

Лаковый псевдовитраж – типичный прием декорирования стекла. Чтобы создать имитацию витража при помощи лака, сначала на стекло наносится полимерный контур, который после отвердения образует отдельные ячейки, заполняемые, затем, цветными лаками в соответствии с эскизом.

Наконец, изображения на стекле, нанесенные методом фотопечати или фотравления, а также всевозможные пленочные наклейки составляют отдельную категорию. Это своего рода промежуточное звено между витражами и обычными настенными декорациями. Качество таких псевдовитражей определяется их материалами. Пленочные варианты живут недолго, а вот светопрозрачное фотоиображение, нанесенное устойчивыми к выгоранию красками и защищенное сверху стеклом, продержится в первоначальном виде сколько угодно. Подобные изображения вполне могут украсить современный интерьер, и не только в стиле hi-tech.

08.07.2011
Автор текста: М. Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.

Карта сайта|Контакты|Политика конфиденциальности